Yvision.kz
kk
Культура
Культура
Культура
729 постов503 подписчика
Все о культуре и искусстве.
12
07:44, 07 декабря 2017

"Великий Гэтсби" в Алматы

Пару недель назад в Алматы прошла гастроль современного хореографического шоу «Великий Гэтсби». Ее предварили артподготовкой в прессе и соцсетях: «ошеломительный успех в Астане. Фурор в Берлине, Франкфурте, Вене, Женеве, Москве, Минске, Киеве, Париже…».

Фурора не получилось, реакция публики была сдержанной. История, предваряющая создание этого балета, фельетонная. Известный танцовщик Денис Матвиенко, танцевавший на лучших мировых сценах, несколько лет назад был приглашен в Киевский оперный театр в качестве художественного руководителя. Там он рьяно взялся за дело, решив поднять престиж театра и труппы до мирового уровня. Уволил полтруппы инвалидов, пересмотрел режим репетиций, взялся за дисциплину, обновил репертуар, приглашая иностранных хореографов и репетиторов. Поставил несколько новых балетов, в том числе контемпорари, под музыку Radiohead. Ради популяризации балета участвовал в модных показах, снимался в Vogue. Когда он начал продавливать вопрос адекватной оплаты артистов на гастролях, кадровица театра, кадра, задала сакраментальный вопрос: «А ты кто такой?».

Выяснилось, что заявление о приеме на работу в качестве худрука не подписали, и он является рядовым солистом. Тут же убрали его фамилию с сайта театра в качестве руководителя и другие символические регалии. Худруком театра назначили другую персону, про которую Цискаридзе заявил, что о ней ничего не известно в балетном мире. Начались петиции и протесты, публика разворачивала в зале транспаранты с лозунгом «Верните Матвиенко». Правда, письма, петиции и доносы писала и противная стороны, отбракованная ретивым и энергичным танцовщиком.

Сторонники Матвиенко проводили пресс-конференции, где в основном говорили о коррупции в театре, о трате огромных бюджетных средств без тендеров на сомнительные предприятия, о разнице в зарплате директора театра и танцовщиков в 20-30 раз. В ответ директор театра, «вечный» Чуприна, больше напирал на плохой вкус Матвиенко, поставившего современный балет на 4 человека под фонограмму, что, по его мнению, неприемлемо в академическом театре, на тяжелый тиранически-нарциссический характер звезды балета. А титул худрука, под которым Матвиенко проработал полтора года и участвовал в официальных мероприятиях, объяснил уступкой амбициям г-на Матвиенко, ради укрепления его авторитета в труппе. Деньги дирекция театра куда-то девала, балеты, поставленные при Матвиенко, идут с успехом в театре и на гастролях, а Денис Матвиенко решил ставить балеты для себя сам.

За дело он взялся с присущей ему энергичностью. В проекте задействовал всю семью. Денис Матвиенко вдохновитель всего и танцует партию Гэтсби, его жена Анастасия Матвиенко – первая исполнительница партии Дейзи, а сестра Алена Матвиенко – продюсер постановки. Постоянной труппы нет, в интервью Денис жаловался, что не существует рынка балетных фрилансеров, балетные закрепощены за театрами. Проект не обеспечивает полноценную занятость артистам, их рекрутируют, они репетируют, потом прокатывают балет по городам, отбивая деньги. Собирались проводить кастинг среди алматинских танцовщиков, ищут «балетных хулиганов». В команде, поставившей балет, больше всего разнообразных продюсеров, одни деньги принесли, другие «исполняют».

Это театральное представление, как и всякое другое, стоит на трех ногах: музыке, хореографии и исполнении, и хромает на обе.

Blog post image

Композитор Константин Меладзе и соавтор-аранжировщик Юрий Шепета написали не музыку - поливу. Этим старинным жаргонным словечком лабухов и звукорежиссеров мой отец называл озвучку в кино, такой нейтральный поток звуков. Я ожидала от успешного производителя шлягеров, от создателя удачного саундтрека для сериала «Оттепель» Меладзе большего! Единственная запоминающаяся мелодия - это тизер, спетый Полиной Гагариной. Лейтмотивы этой песенки несколько раз звучали в балете, остальную звуковую дорожку вполне мог компьютер синтезировать. Это не цельное произведение, а набор трехминутных отрывков, заканчивающихся не в коду или каданс, а прерывающихся как типичная звукозапись. При том, что музыка хорошо оркестрована, ритмична, дансантна – это пустая стилизация. Подделка. Подозреваю, что Меладзе, автор дорогой, дал для проекта одну, не самую свою удачную песню, это явно не хит и не топ, остальное скомпилировал Шепета.

Мы живем в эпоху культурного и цивилизационного упадка, почти ничего не создается нового, оригинального, не говоря уже о талантливом или гениальном. В прошлом веке музыку писали Гершвин, Уэббер, Бернстайн, Коулмэн, и она уходила в народ. В моих глазах Меладзе сильно подмочил свое реноме.

Разочаровывающим было отсутствие режиссуры спектакля, которую в балетах создают хореографы. Хореограф постановки Дуайт Роден, создатель труппы современного балета, экспериментаторского стиля, постановщик шоу для телевидения, для цирка дю Солей, танцев для поп-певцов, прочее, прочее. «Великий Гэтсби» его самый масштабный проект.

Blog post image

В многочисленных интервью объяснили, что это не просто балет, а шоу, в котором переплетены классический балет, современный танец, кинематограф и вокал. В наше время все жанровые нарушения и немочь (не смогли, не сумели, не дано) подводят под концепцию постмодерна. Опять вспомнила отца! Он рассказывал про своего преподавателя фотографии во ВГИКе. Она брала снимок и указывала профессиональные недочеты, тогда надо было сказать: «Это так задумано!». Она тут же вглядывалась в фотку другими глазами, находила там художественные поиски и ставила пятёрку. Но заклинания действуют не на всех, большинство публики в зале со мной солидарны. Скука веяла над залом, некоторые зрители не вернулись после антракта, и я хотела, но вознамерившись написать этот отзыв, досидела.

Художник-постановщик Вячеслав Окунев. На заднике идет видеоряд, помогающий понять нарратив балета, потому как я, читавшая книгу и смотревшая два фильма, сюжет не поняла. В основном это изображение крупным планом Дениса со сложным лицом, но с одинаковым его выражением. Вот он романтично смотрит на звёзды и зеленый огонёк (затылок), а вот его профиль, а тут он прямо на нас смотрит, это он так страдает, любит и мечтает. Ну и другие декорации – шикарный зал в доме Гэтсби, инопланетный пейзаж автострады, долина шлака - обитель пролетариата. Если бы не было картинок, балет было бы очень трудно пристегнуть к роману, по которому он поставлен.

Я, сидя посередине амфитеатра, не отличала Дэйзи от Миртл, Гэтсби от Тома Бьюкенена, ну когда они вместе плясали, еще понятно – Гэтсби пониже ростом. Только запомнишь штаны на персонажах, как они их уже меняют, то серые, то черные. (А как же характеристика Гэтсби как «расфранченного хлыща» носившего «серебристые сорочки, золотистые галстуки и розовые костюмы»?). Это примерно такой персонаж.

Blog post image

Правда, Гэтсби, в отличие от «золотого Игоря» из брачного объявления, молодой и красивый. Гэтсби это «…говорить с ним не о чем. Впечатление незаурядной личности, которое он произвел при первом знакомстве, постепенно стерлось…».

Персонажи не имеют хореографической характеристики, в первом действии они просто танцевали «современные» танцы, "банальные, но причудливые" - это, кстати, цитата из романа. Почему интересные и профессиональные танцы, какие танцуют в мюзиклах, утомили? Они не содержали драматизма, символов и интриги. Выламывание драмы с насупленным лицом и злоупотреблением гран-плие по широкой четвертой позиции – это явно не тот драматизм. В мюзиклах, кроме танцев, есть действие, персонажи поют, разговаривают, в балетах тоже танцуют и танцуют, и все рады.

В мире танцев, на обочине, есть отдельное явление – спортивно-бальные танцы. Трэш из трэшей. Танцовщики выглядят как жиголо и жиголихи, набриолиненные латино-любовники в таксидо и их дамы, одетые в разрезанные лоскуты, приклеенные клеем прямо на голое тело в стратегических местах. Сам предельно механистический танец, если его охарактеризовать двумя словами – это норовистое вихляние, танцоры показывают чудеса техники, растяжки и сложных поддержек, но больше трех минут это зрелище не выдержишь. Спорт, а не искусство.

Вот типичное https://www.facebook.com/reel/600408828628215?sfnsn=mo&s=F5x8gs&fs=e&mibextid=6AJuK9

Так примерно и воспринималось первое действие, спортивно-бальные танцы, европейская программа. Дуайт Роден добавил цирка дю Солей в виде акробатических этюдов на люстре, показали угар нэпа ревущих 20х, девушек флапперов и бутлегеров-гангстеров, карты, деньги, два стола. Были и любовные па-де-де на пуантах с партерными обводками и высокими поддержками, хорошо хоть обошлись без навязших пор де бра с наклоном. Очень зрелищно, но, мое мнение, надо было нормального хореографа взять, а Дуайта к нему ассистентом.

Во втором действии появился конфликт, действие, стало больше похоже на балетный спектакль, и всё равно персонажи в массе своей продолжали не идентифицироваться. Кроме тех случаев, когда Том съездил по лицу Миртл, или ее задавили. Вот еще одна жанровая нестыковка, то отвлеченная пластика, то буквализм действия. Понятно, что Дуайт Роден проштудировал роман, там были прямые отсылки, например, телефонный звонок любовницы, «трескучая стальная навязчивость» лишней и в компании, и в брачном треугольнике. Звенел этот звонок, и я испугалась, что не выключила свой телефон, до того этот элемент саундтрека не стыковался с тем, что на сцене происходило, эти суеты не отличались от предыдущих сует. Пускай это мое неполноценное восприятие, так я за себя и пишу своё мнение.

Главная идея романа, характеры, посыл – всё не так подано, как будто читали и не поняли. Социальную пропасть, классовый конфликт низвели до любовной истории и супружеского адюльтера на фоне джаза. Сделали по-своему. Даже разбирать не охота, они не справились с постановкой романа в балете.

Единственным интересным и запоминающимся персонажем этого поп-балета был мистер Вулфшим, который в романе «поднял голову и уставился на меня двумя пучками волос, пышно распустившимися у него в каждой ноздре…». Здесь это гламурный таинственный Мефистофель, выразительно исполненный Клиффордом Уильямсом, звездой этого спектакля. Потрясающий танцовщик и обладатель сценической харизмы.

Кроме мелких недочетов кордебалета, все танцевали на высоком исполнительском уровне. Молодцы. Уважаю Дениса Матвиенко за то, что он делал и делает, желаю ему дальнейших творческих успехов в новых проектах, а этот – на продажу, просто бизнес.

Фотографии взяты с официального сайта проекта http://gatsbyballet.com

12