Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
18
03:18, 24 ноября 2017

Правовое государство? «Евро-4» и китайские грузовики – очередной абсурдный юридический прецедент в Казахстане

Решение лишить экологических лицензий и снять с регистрации уже узаконенные китайские грузовики, не соответствующие «Евро-4», наталкивает лишь на один вопрос. Чем виноваты владельцы, которых подставили недобросовестные «сертификаторы»?

Blog post image

С 2017 года года в Казахстане был введён экологический стандарт Евро-4 на весь ввозимый в страну автотранспорт. Машины, не соответствующие техрегламенту Таможенного союза по содержанию вредных веществ в выхлопных газах, теперь не могут быть узаконены. И при этом обнаружилась очередная коррупционная засада: оказывается, несколько сотен большегрузных самосвалов производства КНР были ввезены и узаконены как соответствующие Евро-4, тогда как на самом деле они не соответствуют Евро-4.

Теперь их владельцев – а это сотни предпринимателей – государство «обрадовало». Оно собирается изъять из оборота такие машины – то есть снять их с регистрации и запретить эксплуатацию. Хотя виноваты не владельцы, а некие коррумпированные техцентры.

Радостные новости (в кавычках, естественно) казахстанцам сообщил «Хабар», что выглядело по-своему символично. Оказывается, с начала этого года ввоз грузовых машин из Китая увеличился в три раза. Причина – низкая цена самосвалов по сравнению с конкурентами местного производства. А дешёвые они потому, что не отвечают экостандарту. Как объяснил телеканалу Кадыролла Жумагулов, руководитель Комитета коммерческой техники АКАБ,

«...в Китае скопилось большое количество устаревших машин, произведенных в 2011-2015 годах. То есть экологического класса намного ниже, не соответствующего техническому регламенту Таможенного союза. Соответственно, эти машины не покупаются. Но дилеры находят обходные пути, чтобы выдать их за современные».

Телеканал рассказывает о схеме «серых» импортёров, которые, оказывается, «договорились» с испытательными техцентрами в Казахстане. В Казахстан завозятся самосвалы, отвечающие стандартам Евро-3 или даже Евро-2. А оформить всё под Евро-4 можно через испытательный центр. Их несколько десятков в стране – по сути, такие же мелкие конторы, как те, что занимаются у нас техосмотром. Власти выяснили, что свидетельства с искажёнными данными выдавал испытательный центр в Петропавловске. Проверка выявила 290 незаконно оформленных документов. Но это только начало. Сколько ещё выдано таких свидетельств другими техцентрами – остаётся только догадываться.

Разбираться, ясное дело, будут со всеми.

Но самое интересное начинается дальше. Оказывается, все выданные петропавловсцим техцентром документы были аннулированы. С телеэкрана уполномоченный господин сообщил, буквально, что в результате узаконенные по ним китайские самосвалы будут сняты с учёта в дорожной полиции.

Это означает, что владелец, заплативший за такой самосвал и оформив его на законных основаниях (ведь техцентры имеют государственную аккредитацию и всё такое!), лишится возможности использовать своё имущество. Ему останется разве что держать машину во дворе или сдать её на металлолом – работать на ней он не сможет.

Учитывая, что, как рассказал «Хабар», таких испытательных центров по стране около полусотни, и добросовестность их владельцев ещё предстоит проверить, надо полагать, что в самое ближайшее время возможности использовать свои машины лишатся тысячи казахстанских мелких предпринимателей.

И никто не вернёт им потраченных денег.

Получается фантастическая, просто нереальная засада. А именно: вчера государство само узаконило имущество – а сегодня само же его отнимает. Ну, то есть, не совсем, конечно. А лишает возможности пользоваться, что практически равноценно.

И такое может произойти с каждым. Ты заплатил, отстоял все очереди, собрал все документы, оформил... Катаешься... И вдруг тебя лишают единственного источника заработка.

С правовой точки зрения юридический прецедент, о котором идёт речь, не просто шокирует своей абсурдностью. Он грозит – в прямом смысле – подрывом правовых основ государства. Нам говорят, что частная собственность неприкосновенна, это записано в Конституции. А что по факту? Если государство само оформило имущество, а затем выяснило, что это было сделано незаконно по вине им же аккредитованных структур, –причём здесь хозяева имущества?

Почему за чью-то коррумпированность должны отвечать ничего не подозревающие владельцы?

Многие из них действительно были введены в заблуждение по поводу экологического класса автомобиля. А кто-то купил такой автомобиль уже в Казахстане из вторых-третьих рук. Кто-то залез в долги, в кредиты, продал дом, чтобы приобрести транспорт для заработка. И вот теперь их всех государство, по сути, «кидает», наказывая за чужие грехи. Наказывает людей за то, что оно само же и допустило какие-то недоработки в своей системе сертификации.

Как это трактовать с конституционной, с гражданской, вообще с человеческой точки зрения?

Да, конечно, пусть накажут тех предприимчивых сертификаторов, всех этих ушлых ребят, которые, с кем-то договорившись, что-то там мухлевали. Пусть по полной программе накажут. Наверняка там «в доле» были и те представители контролирующих госорганов, какие-то агашки, которые были в курсе, но закрывали глаза. Пусть всех их найдут и показательно отправят в тюрьму на долгие сроки. Но почему должны страдать владельцы, которые всё узаконили по правилам, по действующим регламентам, у которых на руках все государственные разрешения, лицензии с государственными печатями?

Таким отношением наше государство опять, в который раз, дискредитирует себя в глазах собственных граждан.

Открой Для Себя Казахстан

18
1493
6