Нетрадиционные религозные секты Казахстана

12330
0
0
0

Деятельность религиозных объединений Казахстана регламентируется Конституцией Республики Казахстан (РК), Гражданским кодексом и Законом «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях»...

Деятельность религиозных объединений Казахстана регламентируется Конституцией Республики Казахстан (РК), Гражданским кодексом и Законом «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», принятого 15 января 1992 г. еще Верховным Советом Казахской ССР.

Политическое руководство РК пытается официально не вмешиваться в религиозную сферу и регулировать этот процесс принятием разного рода законов, в основном пресекающих антиконституционные действия религиозных объединений.

Так, в 1995 г., в соответствии с указаниями президента РК Н.Назарбаева, в Конституцию было внесено положение о запрете на деятельность религиозных и общественных объединений, «провозглашающих или на практике реализующих... разжигание религиозной розни» (ст. 5.3). Кроме того, в том же году в Конституции появилась статья 20.3, запрещающая «пропаганду или агитацию... религиозного... превосходства». В последствии был раскрыт ряд реступлений против государственных властей, которые осуждались по следующим статьям УК РК: ст. 164: «Возбуждения социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной вражды»; ст. 168 — «Насильственный захват власти или насильственное удержание власти»; ст. 170: «Призывы к насильственному свержению или изменению конституционного строя либо насильственному нарушению территории Республики Казахстан».

Ужесточение государственной политики в отношении религиозного экстремизма и сепаратизма в Казахстане началось с 1994 г., когда в новый Гражданский кодекс РК были внесены положения об обязательном согласовании с государственными органами кандидатур руководителей религиозных объединений, назначаемых в Казахстан зарубежными религиозными центрами, и об обязательной аккредитации миссионеров, не являющихся гражданами Казахстана, и «духовных учебных религиозных объединений и заведений» в местных органах власти (ст. 109).

Позднее положение о согласовании с государственными органами вопросов деятельности иностранных религиозных объединений и назначения иностранными религиозными центрами руководителей религиозных объединений было закреплено в Конституции Казахстана 1995 г. (ст. 5.5). Особое усиление контроля над религиозными процессами и религиозным образованием, в частности, началось после терактов 1999 года в Ташкенте, когда, по мнению официальных властей, имели место попытки покушения на бывшего президента И.Каримова.

Только за 1999 г. было возбуждено 5 уголовных дел в отношении 14 духовных лиц за совершение ими различных преступлений. С целью недопущения радикализации религиозного сознания казахстанских граждан, президент Казахстана Н.А.Назарбаев в феврале 2000 г. подписал Указ «О мерах по предупреждению и пересечению проявлений терроризма и экстремизма».

 
 

Что касается появления нетрадиционных религиозных направлений, то, в начале 90-х многие молодые жители Казахстана уезжали зарубеж для получения образования, где в качестве национальной идеологии позиционируется нетрадиционный для стран Центральной Азии ислам шиитского или ваххабитского толка, либо иные религиозные направления. В итоге уехавшие молодые люди, оказавшись под влиянием идеологии другого государства, принимали ее и впоследствии эти же учения способствовали образованию всевозможных исламских течений и сект, и иных религиозных организаций, нетрадиционных для Казахстана.

Сегодня, религиозный, и особенно исламский экстремизм становится реальной политической силой в Центральноазиатском регионе. Казахстан не является исключением, тем более, что ислам здесь имеет глубокие исторические корни. По информации руководства Духовного Управления Мусульман Казахстана (ДУМК), ислам в Казахстане (особенно в южной части) представлен не только традиционными течениями - суннизмом и шиизмом, но и существует несколько десятков исламских течений и независимых друг от друга религиозных общин, которые ДУМК не подчиняются.

В течение последних 4-х лет по заявлениям Генерального Прокурора судебными органами Казахстана запрещена деятельность 13 террористических и 1 экстремистской организаций. Также эти зарубежные организации были признаны террористическими другими государствами-участниками Шанхайской организации сотрудничества, а многие из них включены в перечень международных террористических организаций в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН.

Наиболее многочисленными конфессиями по РК являются: ислам суннитского толка (ханифитский мазхаб) и христианство (православие). Руководство в этих двух конфессиях осуществляется крупнейшими религиозными центрами – Духовным управлением мусульман Казахстана (ДУМК) и тремя епархиальными управлениями Русской православной церкви (РПЦ).

Существенно укрепились позиции в Казахстане Римско-католической церкви. В частности, католики имеют на территории республики более 90 католических общин и более 160 католических групп посещения, около пятнадцати монашеских конгрегаций, в том числе члены запрещенного в некоторых странах фундаменталистского католического ордена Опус Деи.

 

Нетрадиционные религиозные направления

 

К нетрадиционным конфессиям на территории РК относятся так называемые харизматические религиозные объединения: «Грейс», «Живая лоза», «Агапе», «Новое небо», «Благая весть», «Новая жизнь», «Церковь объединения Муна» и др.

Деятельность таких сомнительных зарубежых конфессий на территории Казахстана повлекла за собой череду негативных последствий для жителй республики.

Наиболее значительным, по числу верующих и общин, является религиозное объединение «Новая жизнь», которое образовалось в США. В июле 2015 года пасторы объединения «Новая Жизнь» обвинялись в совершении преступления, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 190 Уголовного Кодекса РК (мошенничество в крупном размере) присвоении крупных сумм денег, а также движимого и недвижимого имущества, полученных под предлогом пожертвований прихожан. Однако пастыри все отрицают.

«Церковь объединения Муна» - религиозное движение, основанное в 1954 г. Мун Сон Меном в Сеуле (Южная Корея). Руководящий центр мунитов располагается в г. Нью-Йорке (США). Согласно исследованиям, в теории и в самой личности лидера организации Муна имеется много заимствований из оккультизма. Мун Сон Мен (Сан Мьюнг Мун) Основное кредо последователей учений Муна - так называемая «бомбардировка любовью» всего живого, в обмен на покорность и трудолюбие. В 1972 году Мун перебрался в США, где купил роскошное поместье. Стоит отметить, что С.М.Мун имеет довольно богатую тюремную биографию. Впервые он был арестован в 1955 году по обвинению в сексуальных отношениях со всеми женщинами своей общины. Деятельностью «Муны» давно занимаются спецслужбы Казахстана, однако в силу различных факторов, в частности, повышенной конспирации филиалов процесс раскрытия истинной деятельности организации затягивается. Самого лидера движения уже нет вживых, однако его последователи активно его сомнительное учение.

Деятельность еще одного религиозного движения под названием «Алля Аят» была отмечена в Казахстане . В 1990 году некий Фархат Мухамедович Абдуллаев из Алматинской области, в прошлом колхозный шофер, захотел стать пророком. В августе 2000 года в отношении нескольких сторонников учения стражами порядка Костанайской области было возбуждено уголовное дело по факту незаконной медицинской деятельности. Больных лечили методами кодирования и гипноза, которые больше напоминали зомбирование, от которых люди впадали в неадекватное состояние. Как выяснилось в ходе следствия, на самом деле пациенты готовились к торжественному самосожжению. Многие закончили свой путь «духовного познания» в психиатрических больницах. В конце декабря 2008 года решением специализированного межрайонного суда Алматы по иску городской прокуратуры движение «Алля Аят» было признано сектой, а его деятельность - незаконной по всей территории Казахстана.

Одной из целей нетрадиционных религиозных организаций является вымогательство имущества и иных материальных ценностей от прихожан и обогащение своих лидеров, но те организации, получают достаточное зарубежное финансирование, занимаются вербовкой людей и созданием отдельных ячеек для деструктивного воздействия на жителей.

Для оказания таким лицам психологической, правовой и другой помощи во всех регионах РК созданы центры помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений.

В числе наиболее эффективно работающих необходимо отметить работу центра, созданного в Костанайской области. Эффективно работают центры в Павлодарской и Актюбинской областях. Кроме того, в целях улучшения религиозной обстановки в стране, реализации комплексных и системных мер, направленных на профилактику и недопущение радикальных проявлений в религиозной среде, Генеральной прокуратурой разработана Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму. Любой нуждающийся в поддержке человек может получить психологическую, правовую и другую необходимую помощь, а также консультацию специалиста по религиозным вопросам, позвонив на бесплатный номер 114 горячей линии республиканского информационно-консультативного центра.

Для пресечения агрессивной деятельности нетрадиционных зарубежных религиозных организаций на тетрритории Казахстана, необходимо привлекать больше профессиональных теологов, психологов и юристов. Чтобы эффективно переубеждать последователей, а также проводить профилактические работы по предотвращению распространения нетрадиционных религиозных течений.


Ad

Rate post

0

Comments

Login to comment