Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 767 постов40 подписчиков
Всяко-разно
2
04:22, 20 ноября 2017

Защищая права человека, попавшего в орбиту уголовного правосудия

Недавно я приняла участие в международной конференции по модернизации уголовного процесса, прошедшей в Бурабае. В чем значимость данных реформ для обычного казахстанца? На мой взгляд, это создание более эффективных способов защиты прав человека, попавшего в орбиту уголовного правосудия в нынешних реалиях.

 

Blog post image

 

Какие меры принимаются каждым госорганом по усилению гарантий прав граждан в уголовном процессе? На что ориентирован проект закона о модернизации основ правоохранительной деятельности с точки зрения прав потерпевших, подозреваемых и обвиняемых? Все эти вопросы обсуждали участники конференции. Среди них первые руководители и представители Администрации Президента, Конституционного Совета, депутаты Парламента, Верховного суда, Генеральной прокуратуры и центральных правоохранительных органов, ученые и адвокаты, неправительственные организации, международные и национальные эксперты.

Законопроект о модернизации основ правоохранительных органов был передан на рассмотрение в Мажилис в октрябре 2017. Это первые концептуальные изменения с тех пор, как в Казахстане было реформировано и принято новое Уголовно-процессуальное законодательство в 2014 году.

Итак, основные инициативы, вошедшие в законопроект:

-сокращение сроков задержания лиц с 72 до 48 часов, в т.ч. несовершеннолетних до 24 часов;

-передача суду санкционирования следственных действий - залог, принудительное освидетельствование, отбор образцов и проведение негласных следственных действий (НСД);

-обязанность уведомления граждан о проведенных в отношении них НСД;

-сокращение оснований применения меры пресечения в виде ареста по экономическим преступлениям;

-расширение полномочий адвокатов по внесению ходатайств и сбору доказательств;

-введение нового института приказного производства по проступкам и преступлениям небольшой тяжести;

- ограничение перечня преступлений по которым проводятся специальные оперативные мероприятия.

Все эти инициативы были поддержаны Главой государства.

Хотелось бы отметить, что для экспертного анализа законопроекта были привлечены зарубежные эксперты Питер Соломон мл., профессор Университета Торонто (Канада), Стефан Шуман, доцент, доктор права (Австрия), Румэн Ненков, судья Конституционного Суда Республики Болгария, бывший судья по уголовным делам Верховного суда кассации Республики Болгария, профессор Ян Раинтьэс (Нидерланды) и др. К слову, их пригласили при поддержке Европейского союза, в рамках проектов «Совершенствование уголовного правосудия в Казахстане» (EUCJ) и  также совместный проект ЕС и Совета Европы «Поддержка в улучшении качества и эффективности системы правосудия Казахстана».

Теперь более внимательно рассмотрим основные нововведения нового законопроекта. Срок задержания лица (72 часа) не пересматривался с 1959 года. По новому законопроекту срок задержания лица сокращается   с 72-х до 48 часов, а в отношении  несовершеннолетнего – до 24  часов. За это время должна решиться судьба задержанного с применением «заслуженной» меры пресечения. Также предусматривается запрет на применение меры пресечения в виде содержания под стражей к лицам, подозреваемым в совершении некоторых преступлений в сфере экономической деятельности. Эксперты называют это новшество прогрессивным шагом в защите прав человека на свободу.

По мнению зарубежных экспертов «…предложение о дальнейшем расширении судебного контроля на досудебной стадии, является похвальным, поскольку такой судебный пересмотр должен быть гарантией права на свободу и личную неприкосновенность, права на справедливое судебное разбирательство, права на личную жизнь и т. д., в соответствии со статьями 9 (3) и (4), 14 и 17 Международного пакта о гражданских и политических правах, все из которых могут быть необоснованно нарушены в ходе досудебного разбирательства».

С точки зрения международной практики, осуществление негласных следственных действий и обязательство информировать лиц, о проведенных в их отношении НСД, для предоставления им возможности обжаловать их необоснованное проведение является чрезвычайно важным. На практике прежде чем применять эти меры, необходимо добиться баланса между нуждами расследования и необходимостью не вмешиваться в основные права граждан, что представляет достаточно сложную задачу.

Положение по расширению возможности адвоката по осуществлению функции защиты подозреваемого, обвиняемого, подсудимого и представительства интересов потерпевшего является особенно важным. Как отметили европейские эксперты, сторона защиты имеет право проводить свое собственное расследование в той мере, которая не нарушала бы права других лиц. «Предложение относительно сбора доказательств защитой, в целом, уместно и согласуется как с принципом равенства сторон, которое лежит в основе права на справедливое судебное разбирательство, предусмотренное в статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, и более конкретным правом, предусмотренным в подпункте (3) (b) иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты». В советское время защита почти не имела права расследовать, и ни судьи, ни следователи не были обязаны прислушиваться к собранным защитой доказательствам. Более того, доступ к делу в большинстве случаев предоставлялся только после того, как дело поступало в распоряжение суда (только в отдельных случаях следователи разрешали защитнику ознакомиться с делом до его передачи суду).

Еще одно заметное новшество - введение приказного производства по уголовным проступкам, очевидным и незначительным преступлениям (по примеру эстонского опыта), то есть максимально упрощенной формы уголовного судопроизводства. По примеру многих зарубежных стран предлагается внедрить практику рассмотрения уголовных дел по очевидным правонарушениям в короткие сроки по упрощенным правилам. В таком случае, максимальный срок прохождения дела в таком особом режиме от начала до рассмотрения его судом не превышал бы 8 суток (до 5 суток – в досудебном производстве, до 3-х - в суде).

В Германии подавляющее большинство дел не доходят до стадии рассмотрения в суде: лишь небольшое количество рассматривается в суде. 5% всех окончательных досудебных решений касаются прекращения производства по делу по причине несоразмерности возможных уголовных санкций совершенному правонарушению. Дополнительно 13% производств завершаются обращением прокурора в суд с целью получения судебного приказа. Оба варианта (потенциально) окончательных решений, которые приводят к окончанию производства, основаны исключительно на результатах досудебного расследования. Только 14% дел завершаются решением прокурора обвинительным заключением и передаются для дальнейшего рассмотрения в суд. Важно отметить, что уголовные санкции, в случае вынесения обвинительного приговора судом, обычно имеют более строгий характер.

Предлагаемые новшества, по мнению Председателя Верховного Суда РК Кайрата Мами придадут импульс для дальнейшего поступательного правового развития Казахстана, высшими конституционными ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

 

Из отчета Верховного суда РК:

За 2016 год в уголовном судопроизводстве на 14% выросло число дел, рассмотренных в ускоренном досудебном расследовании, на 10% – в согласительном производстве, более чем в 2 раза – в сокращенном порядке. На две трети больше прекращено дел с применением медиации.

Суды чаще стали применять альтернативные виды наказаний. Только по вступившим в законную силу приговорам наложено штрафов на сумму более 3,8 млрд. тенге. Лишение свободы применено лишь в отношении чуть более четверти осужденных.

Судебные реформы оказывают существенное влияние на снижение тюремного населения. При этом криминогенная обстановка в стране остается в целом стабильной, что свидетельствует о взвешенной судебной практике.

Принятые меры по расширению судебного контроля позволили в 2,6 раза увеличить число рассмотренных следственными судьями материалов о санкционировании.

Аналогичная тенденция по данным направлениям прослеживается и в текущем году

Так, за  9  месяцев  2017  года  число  рассмотренных  следственными  судьями   материалов  превысило  показатели    всего  2015 года  в 2 раза.

Количество поступивших  для  рассмотрения в  согласительном  производстве уголовных  дел  за  9  месяцев  текущего года превышает  годовое количество  таких дел  за  2015  год  - на 19,6 %, за   2016  год – на 15,9%.

Практически  по  каждому  девятому  уголовному   поступившему  в  суды    начиная с  2015 года  досудебное  расследование  было  проведено  в  ускоренном  порядке).


 
2
1071
2