Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
01:08, 10 октября 2010

Подотчетность НПО: Миф или реальность

Обсуждения по поводу подотчетности и открытости государства и бизнеса ведутся часто, тогда как о подотчетности некоммерческих, неправительственных организаций (НПО) мы говорим редко или ничего. Один из последних случаев с финансовым мошенничеством в республиканском общественном объединении «Гибрат» не стал началом дискуссий о прозрачности и подотчетности НПО.

В рамках данной статьи, я собираюсь рассмотреть определение концепции «подотчетность», а также поделиться мыслями о внедрении механизмов подотчетности

НПО в Казахстане.

Так что же скрывается под понятием подотчетность НПО?

Анна Орлова, руководитель направления «Ресурсный центр для НКО» Центра развития некоммерческих организаций (Россия) считает, что наличие управленческих практик говорит о подотчетности НПО.

Эдвардс и Хюлме считают, что «подотчетность это механизм с помощью которого организации отчитываются перед властными структурами или органом управления, в также средство, с помощью которого организация ответственна за свои действия» (Производительность и Подотчетность НПО, 1996, стр.8). Более того Эдвардс и Хюлме подразделяют подотчетность на функциональную и стратегическую. Первое направление подотчетности включает в себя публикацию годовых отчетов, проведение программного и финансового аудита, и оценку краткосрочных достижений.

Стратегическое направление состоит из подотчетности НПО за свои действия, а также ответственность за долгосрочные воздействия своих программ на другие организации или окружающих в целом (Производительность и Подотчетность НПО, 1996, стр.9).

Нина Еркаева, директор общественного объединения «Образование и Развитие» считает, что доверие к НПО напрямую связано с его подотчетностью. В данном случае доверие со стороны заинтересованных лиц основано на механизмах подотчетности: управленческая политика, код этики и информирование общественности.

Алан Фоулер, специалист по международному развитию считает, что НПО подотчетны только в рамках требуемых законодательством документов (Как найти баланс в усилении потенциала НПО, 2002, стр.181). При этом, Фоулер отмечает, что НПО не поддерживают подотчетность бенефициарам и клиентам предоставляемых услуг.

Лиза Джордан, старший советник EU считает, что наличие механизмов подотчетности НПО, таких как веб-сайт, программные отчеты и печатные изделия не всегда говорят о подотчетности и открытости НПО (Глобальная подотчетность, 2007, стр. 152 - 153). Более того, Джордан подчеркивает, что данные механизмы могут привести к образованию чемоданных НПО. Для Лизы Джордан подотчетность НПО означает следование миссии организации, работа с бенефициарами, отсутствие погони за донорами, постоянная связь с получателями услуг, а также четкое понимание НПО своей легитимности.

Альнур Ибрахим, профессор Гарвардского Университета, подразделяет подотчетность НПО на подотчетность, направленную вверх и вниз (Программа по внедрению кода этики НПО, 2003, 153). Под первым понимается прямая подотчетность донорам, грантодателям, государственным органам посредством построения взаимоотношений, поддерживания постоянной связи, приглашения на мероприятия и предоставления отчетов. Второе понятие подразумевает прямую подотчетность бенефициарам и клиентам, постоянную связь с ними, информирование о, всех решениях НПО, а также мотивирование бенефициаров. Ибрахим подчеркивает, что первое направление широко используется НПО, а второе, и, самое главное остается, часто, без внимания НПО.

Учитывая резкий рост количества НПО Казахстана, наличие опыта и активное участие в развитие демократии и построении гражданского общества, настало время, когда возникают закономерные вопросы о качестве их работы, оказываемых услуг, легитимности и подотчетности. Наличие набора управленческих характеристик наблюдается во многих НПО, хотя не все считают их необходимым компонентом своей деятельности. Более того, сотрудники НПО не воспринимают наличие механизмов подотчетности как способ привлечь дополнительные ресурсы и поддержку населения. Подотчетность наблюдается в том случае, если в данный момент НПО реализует грант или программу, финансируемую определенным донором. В данном случае НПО имеет практически весь набор механизмов подотчетности: годовой отчет, работающий веб- сайт, раздаточные материалы, и надлежащая документация. По утверждениям НПО только наличие финансов дает возможность поддерживать стандарты подотчетности. Ибрахим подчеркивает, что «подотчетность НПО вверх» является основной отговоркой НПО, тогда как желание строить устойчивость организации на подотчетности своим бенефициарам ничтожно мало (2007, стр. 2006). Согласно Ибрахиму, подотчетность надо понимать как показатель легитимности НПО. В этом случае надо четко знать ответ на вопрос: «Откуда происходит легитимность НПО?» Соответственно, НПО подотчетно тому, от кого она берет свою легитимность. НПО Казахстана можно охарактеризовать как организации, объединяющие граждан с целью защиты их интересов. НПО представляют и лоббируют нужды определенных слоев населения. НПО легитимны только, если подотчетны тем, чьи интересы они представляют. Понимание этой парадигмы даст возможность уменьшить количество неправительственных индивидуумов и чемоданных НПО в Казахстане. Это понимание даст толчок в активизации НПО по построению открытого и демократичного общества.

Понятно, что это понимание не наступит мгновенно. Необходимо изучение неправительственного сектора, институциональных проблем и структурных изменений в НПО. Усиление подотчетности НПО станет важной организационной переменой в развитии всего сектора. Одним из первых шагов по усилению подотчетности НПО является внедрение кодекса этики НПО. Принятие кодекс этики НПО будет способствовать институциональному развитию НПО, которое необходимо для понимания и принятия подотчетности бенефициарам. Кодекс этики НПО поможет сектору перейти на новый уровень взаимоотношений с донорами и государственными структурами. Внедрение данного механизма подотчетности отсеет чемоданные НПО и неправительственных индивидуумов, которые тормозят процесс демократизации общества, способствуют непрозрачности государственных органов, не создают возможностей для уязвимых слоев населения, и не формулируют нужды бедного населения.
Полная статья: http://www.platon.kz/30633.htm
Blog post image http://twitter.com/Platon_KZ

0
412
0