Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
-2
23:48, 10 ноября 2017

Все об традициях.Part2.Перезагрузка

Традиции и обряды

Blog post image

Национальные традиции и обряды. Нация — это исторически сложившееся в одном регионе социально-этническое сообщество группы людей. До того как казахский народ, начиная с родоплеменного сообщества, достиг в XIV—XV вв. ступени цельной народности, он накопил множество традиций и обычаев. Как говорят: "Есть традиции передовые, есть пережившие себя, устаревшие”. Возникшие в давние времена и дошедшие до нас традиции и обычаи — сокровищница национальной культуры.

Традиции, прошедшие проверку временем, соответствующие менталитету народа, дошли до нас. Наша цель — донести их до следующих поколений. Великий русский критик В.Г. Белинский так писал о жизнеспособности традиций: "Традиции и обычаи прошли критику веками. Они в свое время поднимались на щит и переходили от предков к потомкам как сокровища — от рода к роду, от поколения к поколению. Они являются внешним видом народа. Без них народ — безликий образ, как каменная скульптура”.

Особенно интересен сборник летописей, опубликованный ученым И. Н. Березиным, где описывается история Казахстана XV—XVI вв. Автор сборника—казахский бий из рода джалаир. Он был взят в плен русским отрядом и доставлен в Москву. Свой сборник он закончил в 1592 г. в Москве и подарил его Борису Годунову. Ценные материалы по истории Казахстана содержатся в произведении Мухаммеда Хайдара «Тарихи-и-Рашиди», где рассказывается о Тоглуке-Тимуре (потомке чингизидов) в связи с историей народов Средней Азии. Интересные сведения о взаимоотношениях казахского народа с народами Средней Азии в XVII в. можно найти в труде Абулгази «Шежре-и тюрки», написанном на узбекском языке.

Устное народное творчество было представлено пословицами, песнями, поэмами и сказками. В пословицах говорилось об отношении народа к феодальной верхушке: «Кто не нравится хану, нравится народу, кто нравится народу, тот не нравится хану», о жадности угнетателей: «Где осоки много — быки жирны, где тяжб много — правители жирны, где покойников много — муллы жирны», о праве открыто высказывать мнения большинства: «Народу рот сапогом не закроешь» и др. В песнях и сказках трудящиеся массы выражали надежды на лучшую жизнь, любовь к свободе, ненависть к угнетателям. Песни и сказки отражали также трудовую жизнь казахов, их быт, бесправное положение женщин. Издавна известно, что родители нередко выдавали молодую дочь против ее воли замуж за нелюбимого или за богатого старика, получая за это калым, Страдание и печаль этих девушек звучали в песнях-плачах:

Гусь по речке плывет за текучей водой,

Дом родимый покинуть пришлось молодой...

Капнет на воду кровь — кровь сейчас утечет,

Выйдешь замуж — далеко увозит чужой.

Широко были распространены в народе сказки о лукавом поманщике Алдар-Косе и его веселых проделках над богачами, сказки о животных. В волшебных сказках рассказывается о крылатом коне Тулпаре — верном спутнике и слуге сказочных героев. Любовь к родине и ненависть к иноземным поработителям отражены в героической поэме «Ер-Таргын». Герой поэмы Таргын представлен храбрым и честным богатырем. До сих пор среди казахского народа пользуется большой популярностью поэма «Козы-Корпеш и Баян-Слу». В ней прославляется чистая и верная любовь двух молодых людей и отстаивается право человека на счастье. Памятников казахской письменной литературы XVI—XVII вв. сохранилось немного. Однако и то, что дошло до нас, дает представление о жизни казахов того времени. Особенно интересен сборник летописей, опубликованный ученым И. Н. Березиным, где описывается история Казахстана XV—XVI вв. Автор сборника—казахский бий из рода джалаир. Он был взят в плен русским отрядом и доставлен в Москву. Свой сборник он закончил в 1592 г. в Москве и подарил его Борису Годунову. Ценные материалы по истории Казахстана содержатся в произведении Мухаммеда Хайдара «Тарихи-и-Рашиди», где рассказывается о Тоглуке-Тимуре (потомке чингизидов) в связи с историей народов Средней Азии. Интересные сведения о взаимоотношениях казахского народа с народами Средней Азии в XVII в. можно найти в труде Абулгази «Шежре-и тюрки», написанном на узбекском языке.

Гостеприимство – главная черта казахской культуры и казахских обычаев. Радушное отношение к гостям ставилось превыше всего: их угощали чаем и традиционными блюдами казахской кухни. В суровых степных условиях традиции гостеприимства значили очень много и способствовали установлению хороших отношений между разными родами, а также сглаживали конфликты и препятствовали их появлению.

Второй характерной чертой казахской культуры является уважительное (а местами даже трепетное) отношение к старшим. Детям с самых ранних лет прививают почитание старшего поколения, учат послушанию их мудрым мыслям. Еще одна положительная черта казахской культуры: настоящий казах никогда не оставит своих близких и родственников в беде. Казахи не без гордости отмечают, что соблюдают данные традиции и по сей день.

Blog post image

Прием гостей

Конаккаде – «испытание искусством». Согласно этой традиции, хозяин дома вправе попросить гостя спеть или сыграть на музыкальном инструменте. Этот обычай – не столько действительно испытание, сколько способ весело провести время во время застолья

Blog post image

Той дастархан – особое торжество, которое может быть организовано как самостоятельный праздник или во время другого праздника. Во время той дастархан проходят различные состязания: спортивные (в том числе скачки), песенные, музыкальные.

Blog post image

Ерулик – небольшой праздник в честь новоселья, устраиваемый соседями. Торжество способствует адаптации в новом коллективе, в новых условиях. Кроме того, соседи помогают новоселам наладить быт.

Blog post image

Конакасы – традиция, связанная с угощением гостей. В казахской культуре гости делятся на три типа: арнайы конак (приглашенный гость), кудайы конак (случайный гость) и кыдырма конак (нежданный гость). Для приема каждого из них существовали специальные ритуалы, причем в давние времена против хозяина дома могли быть применены даже особые «штрафные санкции», если он нарушал нормы гостеприимства.

Blog post imageBlog post image

Взаимопомощь

Жылу – оказание помощи пострадавшим в результате несчастий или стихийных бедствий. Каждый сочувствующий жертвует пострадавшим деньгами, одежду и другие необходимые вещи.

Blog post imageBlog post image

Белкотерер – угощение пожилых людей, для которых готовятся очень вкусные мягкие блюда (казы, жент, творог, манты и т.п.). Обычно обязанность возлагается на младших членов семьи, способствуя воспитанию в них уважения к старшим.

Blog post image

Асар – просьба о помощи. Если у семьи возникли срочные дела или неотложная работа, она может попросить помощи у родственников. Взамен, когда дела завершены, семья накрывает для них пышный стол.

Blog post image

Вступление в брак

Кудалык – сватовство, которое предшествует любой свадебной церемонии. Сваты должны договориться с родителями невесты о ее замужестве. Сваты преподносят подарки отцу невесты, которые выступают в качестве «задатка» за девушку.

Blog post image

Шеге шапан – обычай, согласно которому отец невесты вручает сватам свой халат, если согласен отдать дочь в жены. В качестве альтернативы может выступать приготовление куйрык бауыра.

Кыз узаты – проводы невесты. Сваты приезжают в дом девушки вечером, в день перед началом свадебной церемонии. Число гостей обязательно должно быть нечетным. С утра после прощания сваты уводят невесту в дом жениха.

Blog post image

Келин тусиру – обряд встречи невесты, во время которого исполняется традиционная песня наставлений и пожеланий.

Рождение и воспитание ребенка

Сундетке отыргызу – обрезание, проводимое, когда ребенку исполняется 5-7 лет. Мулла, которого в этот день приглашают в юрту, проводит обряд. По случаю сундетке отыргызу устраивается большой праздник, а мулла получает щедрое вознаграждение за свои труды. Гости дарят подарки ребенку и его родителям.

Blog post image

Есим кою, ат кою – имянаречение. Исполнение обряда поручают самым уважаемым людям, которые не только нарекают ребенка тем или иным именем, но и благословляют его.

Шильдехана – торжество в честь рождения ребенка.

Тусау кесу – день, когда ребенок сделал первый шаг. В этот день самый старый и уважаемый в ауле человек приглашается в юрту, где перерезает специально связанные для данного обряда веревки на ногах у ребенка. Считается, что благодаря этому ритуалу ребенок в будущем будет красиво ходить, быстро бегать и замечательно ездить верхом.

Blog post image

Кыркынан шыгару – купание младенца в соленой воде и поливание 40 ложками ритуальной воды, а также первая стрижка волос и ногтей. Обряд проводится на 40 день жизни малыша.

Преподнесение подарков

Байгазы – подарок человеку, приобретшему обновку.

Бес жаксы – единовременный составной подарок, который включает в себя верблюда (кара нар), скакуна (жуйрик ат), дорогой ковер (калы килем), алмазную саблю (алмас кылыш) и соболью шубу (булгын ишик).

Ат мингизип шапан жабу – высокий гость, посетивший аул, в знак уважения получает от жителей коня и дорогой халат из верблюжьей шерсти.

Суйинши – традиция дарить что-нибудь путнику, принесшему в дом добрую весть.

Blog post imageBlog post image

Древнейшие обычаи(времен

Бастангы – старинный аналог современных вечеринок, который проводился среди молодежи после отъезда старших членов семьи. Во время праздника желали путникам, чтобы в пути их не настигли болезнь или горе.

Blog post image

Туган жерге аунату – человека, вернувшегося из долгого путешествия, следовало обвалять в родной земле.

Ашамайга мингизу – семилетнему мальчику дарили коня и камчу. После этого обряда ребенок провозглашался джигитом, а старики благословляли молодого наездника на будущие подвиги.

Blog post image

На основе традиций, воспитывающих уважительное и почтительное отношение к старшим, авторитет родителей в глазах детей приобретал устойчивый и значимый характер. В казахской народной педагогике особенностью воздействия примера родителей и старших на подрастающее поколение являлось понятие «намыс», составляющее основу духовности. Слово «намыс» в переводе с казахского означает честь, достоинство, совесть, порядочность. Умелый показ образцов нравственного поведения и примеров нравственных поступков не только родителей, но и окружающих взрослых — родственников, знакомых — положительно влияет на становление таких нравственных добродетелей, как доброта, отзывчивость, уважение к окружающим.

Рождение и воспитание детей в семье казахов рассматриваются как необходимое условие сохранения самого народа, развития всего лучшего, что создано его историей. «Украшением дома, связующим звеном между мужем и женой является ребенок, наследник семьи. «Балалы үй — базар, баласыз үй — мазар («Дом с детьми — базар, дом без детей — мазар (могила)», — говорится в пословице).

Особенности в казахских традициях:

Невозможно не отметить традиционное уважительное и почтительное отношение к старшему поколению, уважение к мудрости, почитание предков. У казахского народа принято считать своим долгом - знать всех своих предков до седьмого колена.

Другой отличительной чертой казахского народа являлось и является гостеприимство.

Еще одной особенностью воспитания детей у казахов является то, что большую роль в воспитании играли бабушки и дедушки, которые были основными носителями традиций, обычаев, опыта и мудрости народа. Первенцы в семье традиционно считались детьми свекра и свекрови. Усыновленные таким образом дети традиционно были любимчиками в семье. Большую роль в воспитании играл народный фольклор. Как только ребенок учился говорить, его сразу обучали песенкам, поговоркам, стихам. У казахского народа всегда ценилось красноречие, умение импровизировать, экспромтом слагать стихи и песни.

Еще одной характерной чертой казахского народа является его сплоченность, взаимовыручка и взаимопомощь.

В современном Казахстане многие обычаи потеряли свою актуальность, ввиду изменения ритма и уклада жизни, а также под влиянием исторических факторов.Я надеюсь наши традиций,наше национальное достояние найдет свое продолжение и в будущем.

"Қазақ"деп жүрегі соққан ұлтжанды бауырларымыз бар болғанда,еліміздің салт-дәстүрлері өзінің жалғасын таба береді деген сенімдемін.

 
-2
6527
8