Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
20
02:54, 06 ноября 2017

Кувалда как срез состояния души. Агрессия на дорогах – признак накопившегося стресса и негатива в казахстанском обществе

Вы никогда не замечали, что поведение жителей разных стран на дорогах отражает их состояние души? Бывая в поездках, видя разные государства, это легко увидеть. Увы, у нас здесь тоже есть свои отличия – и они явно не в лучшую сторону. Запредельная, часто просто шокирующая агрессия казахстанцев за рулём – явный сигнал: это общество серьёзно больно

Blog post image

В выходной день водитель троллейбуса в Алматы принялся крушить кувалдой автомобиль «Тойота». Как рассказали очевидцы, у троллейбуса соскочила штанга с контактного провода, и водитель вышел, чтобы поставить токосъёмник на место. В этот момент проезжавшая «Тойота» случайно задела мужчину зеркалом. Водителю троллейбуса это не понравилось. Он вступил в перепалку с водителем легковушки, начав оскорблять его. В результате между двумя мужчинами произошла потасовка.

К сожалению, это у нас типичная история, особенно для перегруженных автомобилями дорог крупнейшего казахстанского мегаполиса. Однако то, что случилось дальше, шокировало всех окружающих. Не удовлетворившись «кулачными» аргументами, водитель троллейбуса взял в кабине кувалду и начал ею долбить легковушку. Результат – разбитые фары, зеркала, стёкла, повреждённый лак кузова и вконец испорченное настроение.

Увы, это ещё далеко не самый опасный инцидент подобного рода на наших дорогах. Часто между водителями, не поделившими полосу или перекрёсток, возникает настоящий мордобой с крайне тяжёлыми последствиями. Известен, например, факт, когда в том же Алматы из-за парковки автомобилист так избил своего оппонента, что тот в результате скончался в больнице от разрывов внутренних органов.

Всякий раз такие истории заставляют задуматься, что же не так в душах и сердцах казахстанцев, откуда такая озлоблённость и такая запредельная агрессия. Нормально ли это для нашей страны, которая, если верить новостям и телевизору, отличается особо дружелюбным и толерантным обществом?

А может быть, с самим обществом происходит что-то не то?

Не так давно довелось по работе побывать в нескольких странах Европы, Азии и Северной Америки. В каждой свой уклад, своя культура, свой темперамент у людей. Так, к примеру, поразили своей манерой езды итальянцы: это действительно горячие ребята, умеющие «зажигать» на дороге. Однако ни разу в течение трёх дней, которые мы провели в разъездах по итальянским городам и автострадам, мы ни у одного местного водителя не увидели поведения типичного алматинского «шашечника». Да, да, того любителя «поиграть-попрыгать» из полосы в полосу, резко и без поворотников перестраиваясь из ряда в ряд и лавируя между машинами, стремясь как можно быстрее проехать и «обогнать всех». Таких авто-агрессоров в Италии мы не заметили, хотя мощных спорткаров и просто быстрых авто здесь, наверное, больше, чем где-либо.

Один парень в Милане на ярко-лимонном «Ламборгини» феноменально, просто с динамикой самолёта, стартовал с перекрёстка и улетал вперёд по своей полосе, за считанные секунды превращаясь в маленькую точку где-то совсем далеко. Но чтобы он хоть кого-то подрезал – об этом не могло быть и речи. Догнав какую-то старушенцию на «Пежо», ехавшую не быстрее 40 километров в час, он послушно и соблюдая дистанцию ехал за ней, ожидая, пока освободится соседняя полоса. А что было бы, если бы за рулём того «Ламборгини» был какой-нибудь наш алматинский мажор – наверное, представит всякий.

И этот итальянец так ехал явно не потому, что боялся полиции. Нет. Это – просто культура. Банальное уважение к другим, которое европейцам то ли привито с молоком матери, то ли заложено в них генетически. Это для них так же естественно, как дышать.

А Восток? Вы бывали, например, в ОАЭ? На скоростной автостраде между Дубаем и Абу-Даби многие летят со скоростью 150 – 200 километров в час, и при этом рядность движения соблюдается так, что подчас тебе кажется, будто все автомобили едут по рельсам. Но, въехав в город, все эти любители скорости (кто на дорогом спорткаре, а кто на дешёвой «Тойоте») уже мирно плетутся, подчас со скоростью велосипеда, «кланяясь» каждому пешеходному переходу. И чтобы кто-нибудь тут посигналил тебе, или фарами моргнул – мол, давай, не тупи, пропусти, уступи полосу?

Такого и представить нельзя.

И как они вас пропускают с такой благообразной улыбкой, когда вы выезжаете с парковки какого-нибудь «молла» и встраиваетесь в плотный поток! Волшебство: ты лишь подъехал к главной дороге, как в бегущей сплошной веренице авто мгновенно возникает промежуток: это пространство, оставленное для тебя. Причём пропускают все: и шейхи на «Бентли», и простые трудяги на «Ниссанах» или «Тойотах» – все действуют по одному алгоритму, что опять-таки немыслимо для наших казахстанских водителей. Вспомните, часто ли вас на «Ладе» пропускал двухсотый «Лэндкрузер» или ещё какой-нибудь дорогой «Лексус» в Алматы?

После наших автомобильных агрессоров, после всех этих «шашечников» и купивших права «оленей», не знающих даже азов ПДД, в Эмиратах, в Италии, Германии или в той же Канаде удивляет даже не столько уровень вождения. Больше всего вас здесь шокирует доброжелательность людей. Они действительно настолько позитивны, что очень скоро этим заражаешься и начинаешь точно так же, как они, прилично вести себя на дороге.

Хорошее слово! Прилично. Наверное, большинство в нашем обществе просто не ощущают себя приличными людьми? Но неужели наше общество состоит в основном из агрессивного быдла? Увы, поневоле начинаешь думать так, когда сталкиваешься практически ежедневно (а часто и по нескольку раз в день) с проявлениями просто шокирующего, запредельного неуважения и хамства по отношению друг к другу на казахстанских дорогах.

А может быть, основная проблема лежит в иной плоскости. В обществе, где люди ощущают себя комфортно, всегда больше позитива, благожелательности и толерантности. А там, где народ в массе своей занимается выживанием, где нет стабильности и уверенности в завтрашнем дне, где, как пел Виктор Цой, каждый день «вызывает тебя на бой», – вот там остаться приличным человеком достаточно трудно. Состояние постоянного стресса диктует другие, «волчьи» правила поведения. Пока будешь всех пропускать, всем уступать, пока будешь проявлять вежливость и приличие, – тебя просто съедят. В лучшем случае нахамят, подрежут, заблокируют выезд, вынудив опоздать на работу. А в худшем... твоя «Тойота» познакомится с кувалдой.

И от таких «худших случаев» не застрахован никто.

Часто на дороге бывает так, что в приличных выражениях донести до оппонента свою позицию нереально. С тобой сразу начинают общаться матом и «по понятиям». И если нет опыта такого общения, если не знаешь, как по фене втереть, «кто ты по жизни» и тому подобное – тогда будь готов ко всему прочему ещё и уехать оскорблённым по полной программе. Попытка же ответить на оскорбления по-мужски весьма чревата: честный ответ на хамство легко может окончиться заявлением в полицию от «пострадавшего-потерпевшего», где он расскажет, как он, такой культурный, белый и пушистый, ехал себе спокойно, по правилам, никого не трогал. А тут вдруг чудовище в Вашем лице бросилось на него с кулаками!

Уголовную статью получить за честное выяснение отношений – это у нас запросто. Понятия порядочности и просто мужского достоинства – для многих как высшая математика. Что? Быть мужчиной? Нет, не слышал...

Впрочем, весь этот повседневный негатив на дороге, как мы уже отмечали, не случаен: он становится естественным продолжением негатива в жизни. Который почему-то просто зашкаливает, настолько, что это отражается даже на детях. Вы не задумывались, почему Казахстан занимает второе место в мире по количеству детских самоубийств?

Негатив, раздражение, стресс разрушают нашу жизнь, как та кувалда. Хотя надо отдать должное: наш Казахстан – далеко не самая худшая, не самая бедная и несчастная страна. Я видел абсолютно счастливых и позитивных бразильских ребят в фавелах Рио – ребят, у которых не было практически ничего за душой. Ни свежей Camry, как у тебя, ни работы в серьёзном холдинге, ни уютной квартиры в «микрах». В их активе – картонная хибара без туалета, воды и прочих удобств да случайный заработок в 2-3 доллара, которые заплатил турист за таскание тяжеленных чемоданов весь день напролёт... И ничего! Те девчонки и парни были, наверное, самыми счастливыми людьми, которых я встречал в жизни.

Им бы наши проблемы!

Так что не надо сетовать на страну, на коррупцию, на «агашек», на тупое начальство или вечный алматинский смог. Негатив – в нас самих. Может быть, мы просто разучились верить в Бога или любить людей? А может быть, слишком много внимания уделяем вопросам личного статуса и богатства?

Причин может быть много. Но самое тревожное – что этой внутренней агрессии в нашем обществе с каждым годом становится больше и больше. Есть такое стойкое ощущение. Хорошо, если бы оно оказалось обманчивым.

Открой для себя Казахстан

Канат Асылжанов

 
20