Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
1
04:42, 27 октября 2017

В поисках энергии будущего

В годы независимости вслед за большим гольфом в нашу страну пришли студенческая Олимпиада и ведущая выставка планеты. Два крупнейших международных события этого года стали не только достижением, но и серьезным вызовом туристической сферы. Зимняя Универсиада в Алматы, несмотря на недостаточно развитую транспортную инфраструктуру, поставила казахстанский рекорд по количеству проданных билетов. Но основной частью зрителей были наши соотечественники. Привлечь значительные потоки иностранных туристов не удалось. В этом смысле выставка ЭКСПО в Астане, которая проводилась с июня по сентябрь, оказалась более успешным проектом, так как вызвала заметный интерес к Казахстану и за рубежом.

Blog post image

Теме ЭКСПО было посвящено одно из недавних заседаний экспертного клуба «Мир Евразии».

Эдуард Полетаев, политолог, руководитель ОФ «Мир Евразии»:

Тема выставки «Энергия будущего» позволяет Казахстану сыграть особую роль в развитии интеграции и осветить одну из самых актуальных задач, волнующих мир - альтернативные источники энергии и «зеленые» технологии. ЭКСПО в Казахстане, как известно, имеет статус национального проекта.

ЭКСПО – это своеобразный символ интеграции и интернационализации. Впервые мероприятие происходит на постсоветском пространстве, впервые в СНГ, ЕАЭС. Не случайно многие страны-союзники играют активную роль на выставке. В частности, Россия является партнером по организации международной деловой программы на выставке, соорганизатором экспертных сессий, бизнес–форумов с участием руководителей глобальных предприятий. У нее самый большой павильон, наверняка самое большое количество туристов из-за рубежа будет из России. Многие другие страны постсоветского пространства также активно участвуют в выставке. Астане в определенной степени повезло. Российский Екатеринбург подавал заявку на проведение Всемирной универсальной выставки в 2020-м году. Победить не получилось, выиграл Дубай.

В 2013 году Президентом РК был подписан Указ «О Концепции по переходу РК к «зеленой экономике». В рамках этой политики страна выиграла право на проведение ЭКСПО-2017. Тема, которую предложили, исходила от Казахстана, никто ему ее не навязывал. Казахстан надеялся, что эта выставка привлечет новые технологии в страну, которые станут основой для развития альтернативной энергии. Пока в Казахстане доля возобновляемых источников энергии всего около 1%. Сама Астана в основном отапливается углем. Но перспективы есть.

Еще один момент, который хочется подчеркнуть. ЭКСПО - это мягкая сила Казахстана в нынешнем году. И развивая выставочную инфраструктуру, культуру, коммуникации, Казахстан все же свой имидж значительно улучшает и активно интегрируется в мировые процессы. Например, недавно я посещал Польшу, а поляки тоже хотят специализированную выставку ЭКСПО провести в 2022 году в городе Лодзь. И они говорили о том, что будут использовать опыт Астаны в проведении мероприятий специализированной выставки, если они выиграют.

В ходе проведения этой выставки и подготовке к ней новая концепция ЭКСПО-дипломатии возникла, которая понимается как совокупность каких-то связей, не только дипломатических мероприятий, но также культурных, политических, научно-технических. Не секрет, что огромное количество людей было задействовано в привлечении стран, международных организаций. Например, впервые павильон ШОС отдельно представлен на таком мероприятии, как ЭКСПО.

Вообще, выставочная деятельность за рубежом в современном мире выступает одним из локомотивов мировой экономики. Такие страны-лидеры в этой сфере, как США, Германия и Китай выделяют на это огромные суммы. Например, ежегодно американские предприятия осуществляют затраты на участие в торговых выставках в размере около 60 млрд. долларов.

Сегодня суть выставок начинает меняться. Если раньше на повестке были торговые контакты, технологические вопросы, очень много было представлено товаров впервые, изобретений, то сейчас миссией выставок становятся решение проблем экологии и взаимодействие человека с природой. Например, в Милане-2015 тема звучала так: «Накормить планету, энергия для жизни». Кроме того, ЭКСПО не ограничиваются лишь выставками технических новинок, это еще и уникальное культурное событие. Например, благодаря инновационной архитектуре комплекс каждой всемирной выставки уже является достопримечательностью сам по себе. Прямо или косвенно всемирные выставки оказали воздействие на многие стороны экономической, научной и культурной жизни организующих их стран.

Адиль Каукенов, политолог, L.L.M., директор Центра китайских исследований CHINA CENTER

Часто нашу выставку в Астане сравнивают с выставкой в Шанхае 2010 года. Шанхайская выставка была очень успешной как с финансовой стороны, так и со стороны странового пиара.

Я обратил внимание, какое влияние ЭКСПО оказало на Шанхай. В нем порядка 30 млн населения, город очень большой. ЭКСПО оказало не только на него влияние, но и на весь Китай. Один из самых главных элементов - это инфраструктура. В первую очередь подвели под международный стандарт такси.

Да и сами стандарты того, как обслуживают гостей, как обустроены павильоны, оказались высоки. Теперь по всей стране теперь проводятся многочисленные выставки с вариациями ЭКСПО в названиях. Китайцы, когда выбирали город для проведения выставки, не стали останавливаться на Пекине. Исходили из того, сколько людей ее должны посетить, чтобы это было финансово и экономически выгодно. Выбрали Шанхай, потому что туда можно было легко добраться всеми возможными путями, там отличная транспортная инфраструктура, очень много офисов иностранных фирм.

Второй позитивный эффект ЭКСПО – это то, с чего началась в Китае так называемая «туалетная революция». Это была серьезная национальная программа, особенно для туристов. Их либо не было, либо они были платными и грязными. В связи с ЭКСПО стартовала программа, во которой в каждом квартале построили бесплатные туалеты. Началось это в Шанхае и распространилось на весь Китай. Это дало толчок для бизнеса, потому что некоторые рестораны перестали тратиться на создание туалетов. Ведь рядом есть общественные бесплатные.

Наша выставка при всей критике, при минусах по затраченным деньгам и прочему, тем не менее - это шаг вперед к какому-то новому стандарту. В Китае было понимание, что основной турист будет внутренним. В Казахстане это осознание пришло позже. Выставка ЭКСПО – это опыт, который за другие деньги не купить. Еще один кейс, который показывает, что наш турист – это внутренний, а также из ближнего зарубежья.

Если бы ЭКСПО проходила в Алматы, то с финансовой и других точек зрения она могла быть более успешной, потому что все видели, как прошла Универсиада. Население в Алматы большое, платежеспособное, оно скучает по ивентам. Важно понимать, что Алматы остается и является экономическим центром страны. И надо проводить больше мероприятий там, где сосредоточены главные деньги страны.

Мадина Нургалиева, руководитель представительства Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК в Алматы

В последнее время наблюдаю тенденцию появления новых комбинированных слов с «привязкой» к ЭКСПО: ЭКСПО-дипломатия, ЭКСПО-результаты, ЭКСПО-усилия. Я бы хотела оттолкнуться от созидательной функции ЭКСПО. Мне кажется, это очень близко к нашей внутриполитической линии и модернизации сознания. Если смиксовать эти две вещи, я думаю, будет очень хороший эффект.

Если говорить о прагматическом подходе, то некий позитивный эффект уже есть – это улучшения ситуации с общественными туалетами, такси и общественным транспортом, уровнем сервиса, качестве обслуживания в гостиницах и т.д.

Очень важный элемент – это городское пространство и его развитие. Астана, с учетом ее территориального устройства – левый берег и правый берег – требует более пристального подхода и внимания, там очень много своих тонкостей.

К слову, я на прошлой неделе была в Астане, и мне посчастливилось уезжать с нового вокзала «Нурлы жол». Я на самом деле впечатлена. Ты оказываешься в непривычном евростандарте, например, развитая индустрия фаст-фуда, чем-то напоминает большой ТРЦ.

Кроме того, фиксируется такая тенденция, когда Казахстан все активней начинает принимать участие и конкурировать с другими городами и странами за право проводить у себя международные мероприятия. Безусловно, ЭКСПО, самое крупное из них, но у нас уже есть позитивный опыт проведения спортивных мероприятий. Такая практика в целом направлена на повышение узнаваемости РК за рубежом.

Что касается индустрии выставок, то, думаю, что у нас еще не до конца оценена эта сфера. Она будет еще иметь перспективы к развитию. Если вспомните, у нас популярны выставки KIOGE, набирают обороты медицинские выставки – KIHE и др. Они достаточно крупные и экономически эффективные.

В марте я наткнулась на такую статью о том, что Илон Маск, основатель Теслы, в Твиттере запускает крупный проект: его компания в состоянии сделать энергохранилище на 100 МВт-ч в Австралии за 100 дней стоимостью 25 млн долларов. Сейчас ведутся переговоры. Другая компания готова сделать аналогичный проект за 75 млн долларов к лету 2018 года. К слову, Тесла реализовала аналогичный проект в Калифорнии – 15 тысяч домов, которые были обеспечены энергией – был реализован за 3,5 месяца. С учетом тематики выставки в Казахстане нужно стремиться к тому, чтобы наша страна также вышла на реализацию подобного крупного проекта.

 

Андрей Чеботарев, к.п.н., директор Центра актуальных исследований «Альтернатива»

В политическом отношении ЭКСПО-2017 стало одним из серьезных факторов казахстанской внешней политики. Только за последний год в ходе международных встреч на уровне президента, премьер-министра, главы МИД и т.д. тема ЭКСПО и участия в ней соответствующей страны была обязательной в ходе переговоров. При этом Казахстан получил здесь хорошую возможность «протестировать» своих разных внешнеполитических партнеров на определенную лояльность к себе с точки зрения их участия или неучастия в выставке.

Кроме того, президент неоднократно ставил перед дипломатами задачи экономического характера, включая установление полезных связей за рубежом, привлечение потенциальных инвесторов в экономику республики и т.д. В связи с этим подготовка к проведению ЭКСПО-2017 предоставила дипломатам хорошие возможности для совершенствования своих навыков по налаживанию контактов и привлечению в Казахстан туристов, предпринимателей и т.д.

Если говорить об ЭКСПО, как об инструменте интеграции, понятно, что выставка впервые прошла на территории постсоветского пространства в целом и ЕАЭС, в частности. Однако это не значит, что ее проведение повлияет на улучшение деятельности союза. ЭКСПО-2017 несет главным образом имиджевую составляющую и пока только для нашей страны. Причем этот процесс, как уже отмечали, идет с определенными сбоями. Следует, к примеру, вспомнить прошлогоднее сообщение о намерении Банка развития Казахстана привлечь 15 млрд. тенге из средств Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) для финансирования строительства определенных объектов на территории ЭКСПО. И, учитывая непростую ситуацию в отечественной пенсионной системе, эта новость вызвала негативную реакцию в обществе. Тем более, что до сих пор неизвестно, насколько окупится проведение выставки для бюджета страны.

Безусловно, что в связи с ЭКСПО-2017 имидж Казахстана растет. Однако пока что речь идет о краткосрочном эффекте. Необходимо приложить все усилия, чтобы этот эффект действовал на долгосрочную перспективу.

Замир Каражанов, политолог, главный редактор информационно-аналитического центра Caspian Bridge

Хочу выделить три тренда: устойчивая политика, экономика, ну и с ЭКСПО всегда был связан инновационный тренд. Все это присутствует и все это проявляется. ЭКСПО еще не закончилось, выводы подождут.

По поводу политической части привлекает внимание тот факт, что самые большие экспозиции организовали Россия и Китай. Это говорит об отношении этих стран к Казахстану, о том, что эти страны считают Казахстан своим надежным стратегическим партнером в регионе.

Конечно, важно и то, что эта выставка проводится впервые на постсоветском пространстве, в Казахстане. Вспомним, что и в ОБСЕ мы были первым председателем из стран постсоветского пространства. Это говорит о Казахстане, как о стране, которая старается брендировать себя в качестве лидера. И это тоже является показателем отношения страны к мировым и глобальным трендам.

В Центральной Азии, если разобраться, кроме Казахстана, больше никто такими вещами не занимается. Это о многом говорит. Нам, казахстанцам, в этом плане повезло, мы смотрим немного по-другому на мир.

По части самой тематики выставки я думаю, что тема была выбрана актуальная. Весь мир и цивилизация развивались в зависимости от технологий и выработки энергии. Все технические революции производили эффекты на социальную сферу, на экономику и политику. Страны, как правило, выбивались вперед. И то, что Казахстан заявил такого рода тематику, она является актуальной. Тем более, что, когда была последний раз в мире энергетическая революция? В середине ХХ века, кода расщепление атома открыли. Лишь в последнее время идет акцент на использование электроэнергиив автомобильной промышленности.

Надо учитывать еще один момент. У нас самих на данный момент источники энергии, это нефть, газ и уголь. Мы не совсем вписываемся в мировые тренды. Многие страны сегодня постепенно увеличивают доли солнечной энергии, ветровой. И в этом плане стоит большая задача, прежде всего для самого Казахстана.

 

Подготовил Олег БЕЛОВ

Фото Виталия ДВОРЕЦКОГО

журнал Golf Kazakhstan, №5, октябрь, 2017

1
473
0