Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
3
21:23, 24 октября 2017

11 IT-трендов для медиа

Blog post image

Американская конференция Online News Association одно из крупнейших мероприятий в области цифровых медиа, которое дает возможность увидеть текущие тренды развития в этой сфере. В этом году ONA17 собрала рекордные три тысячи участников.

Одним из самых ярких выступлений на конференции стала презентация футуролога Эми Уэбб, которая рассказала о развивающихся технических трендах, способных оказать существенное влияние на средства массовой информации. Основатель института «Будущего сегодня» попыталась заглянуть на десять лет вперед, и с сожалением заметила, что сегодня медийные организации не уделяют достаточно внимание IT-трендам, который уже скоро могут изменить их жизнь до неузнаваемости.

По мнению Эми Уэбб, данные о людях станут ценным ресурсом (данные – это новая нефть), кроме того можно говорить о начале конца смартфонов и компьютеров, какими мы знаем их сегодня. Одна из главных инноваций, о которых говорит футуролог, конечно, стал искусственный интеллект. Самообучающиеся машины скоро станут принимать решения, гораздо быстрее людей. Однако, проблема в том, что пока мы учим их только отличать верное от неверного, но ни учим их: что хорошо, а что плохо. Т.е. мы не прививаем алгоритмам ценностей. Автор назвала девять компаний, которые контролируют будущее искусственного интеллекта: китайская телекоммуникационная компания Tencent, китайская же поисковая система Baidu,  Alibaba Group, Amazon.com, Google, Microsoft, Apple, Facebook и IBM. Как считает Эми Уэбб, эти компании будут контролировать распространение всех новостей.

Blog post image

Футуролог разделила IT-тренды на три основные группы. Первая включает развитие визуальных технологий, сюда в частности входит распознавание объектов, состязание самообучающихся машин, компьютерная фотография и CubeSats.

CubeSats – это небольшие и недорогие искусственные спутники земли. В ближайшее десятилетие запланированы тысячи запусков подобных устройств. Например, они могут использовать для наблюдения за состоянием лесов. Но все вместе такие устройства фактически смогут фотографировать каждый квадратный метр планеты каждый день круглый год. Что создает совершенно новую картину наблюдения за происходящим на планете. В том числе и для новостных компаний это открывает новую сферу возможностей.

Распознавание объектов – отдельная крайне любопытная тема. Сегодня новаторы учат самообучающиеся системы распознавать любые объекты в любых  в любых условиях. И это может применяться в весьма различных сферах. Например, уже есть устройства, которые при наведении на продукт питания могут сказать, что это за продукт и показать его химический состав. Но когда речь заходит о распознавании лиц, потенциал таких технологий выглядит неоднозначно. Эми Уэбб отмечает, что китайский старт-ап Face++, вероятно, одна из самых значимых компаний, о которой вы не слышали. Компания предлагает крайне успешные технологии распознавания лиц. Финансовые подразделения холдинга Alibaba в частности использует эту технологию, чтобы дать возможность людям авторизовать финансовые транзакции с помощью селфи.  Однако с другой стороны, аналогичная технология использовалась китайскими властями, чтобы распознавать пешеходов нарушающих правила движения, штрафовать их и придавать публичному порицанию. Существуют также наработки в области распознавания сексуальной ориентации человека по лицу, что тоже, очевидно, может использоваться в разных целях.

Состязание самообучающихся машин одна из серьезных угроз, которые связанны с развитием новейших технологий. Ученые стали задумываться о том, какую именно информацию используют алгоритмы для обучения. И могут ли применяться злоумышленниками свои самообучающиеся системы с целью дезинформировать ваш алгоритм и научить его чему-то не тому? Если машинам доверить принятие решений, то хотелось бы быть уверенными в том, что они действительно интерпретируют входящую информацию так, как вы это планировали. В результате может начаться состязание (читай битва) алгоритмов друг с другом. Возможность того, что самообучающиеся системы можно будет научить тому, что панда - это не панда, а бизон, ставит совершенное новые вызовы в вопросах развития ложной информации. Особенно если вспомнить о том, что крупные медийные компании все активнее начинают использовать машинных авторов, которые пишут новостные статьи самостоятельно.

Blog post image

Эми Уэбб, также как и некоторые другие участники конференции в Вашингтоне, пришла к выводу, что технологии дополненной реальности получают очень большое распространение, и этот тренд более важен, чем развитие технологий виртуальной реальности. В частности это может заметно изменить рынок рекламы. Футуролог считает весьма вероятным то, что в ближайшие десять лет все то, что мы делаем сегодня со смартфоном, можно будет делать без него. Не трудно представить себе будущее, в котором люди носят специальные очки, транслирующие им контент, и управляемые движением пальца со специальным, скажем, кольцом или другим гаджетом. Увидев на ком-то красивое платье модница сможет легким движением руки найти в магазине такое же и моргнув его приобрести.

Для новостных медиа важно то, что такие технологии значительно меняют то, как люди ищут информацию, а кроме того, могут значительно измениться подходы к размещению рекламы. Те СМИ, которые не будут иметь подходящую бизнес-модель для нового рынка, ориентированного не на текст, а на изображение, вероятно, будут вынуждены этот рынок покинуть. Визуальный компьютинг обещает стать важным инструментом для журналистики и существенным элементом дистрибуции контента.

Схожее влияние на СМИ может оказать и группа трендов связанная с аудио-технологиями. В эту группу Эми Уэбб включила: голосовые интерфейсы, аудио-поиск, алгоритмы генерации аудио, и машинное понимающее чтение (machine reading comprehension, MRC). Последнее являются достаточно большим вызовом для искусственного интеллекта. К примеру, вы ввели в поисковую строку вопрос «можно ли проносить в отели Лас Вегаса оружие» и google, вероятно, не сможет найти точную цитату - его задача понять вопрос, понять текст новостей, и найти релевантный ответ в котором, возможно, вообще не будут повторяться слова из вопроса. MRC, по мнению Эми Уэбб, является основой нашего общения с машинами в будущем.

При этом в формате взаимодействия людей и машин все большую долю будет заменять голос.  Эми Уэбб считает, что к 2021 году 50% людей в развитых странах, взаимодействующих с компьютером, будут использовать для этого голос. В чем же тут возможности и опасности для медийного бизнеса? Многое становится понятно, если посмотреть на то, как уже сейчас происходит голосовое взаимодействие людей и машин. Возьмем, к примеру, виртуальную помощницу Alexa, разработанную Amazon. Общаться с ней можно через аудио-колонку или другие девайсы. Задав ей тот же вопрос, мы получим релевантный ответ, который Alexa нашла в новостных статьях. Проблема, в том, что она либо вообще не упоминает источник, либо делает это почти незаметно. Поисковые системы вроде Google является важным источником трафика для СМИ. Когда Google задают вопрос, он выдают список источников, на которые перейдет пользователь, чтобы получить ответ. Alexa не уводит пользователя к производителю контента. А значит, не формируется лояльность к медийному бренду, не продается подписка, не просматриваются рекламные баннеры и т.д. Alexa решает СМИ одного из важнейших инструментов привлечения аудитории. Медийные бренды удаляются из процесса получения информации пользователем.

Упомянутые девять компаний, также контролируют и развитие голосовых интерфейсов, и проблема в том, что они пока никак не заинтересованы в том, чтобы каким-то образом поддерживать СМИ и других производителей контента.

Генерация голосовых текстов  - это еще один аспект потенциальной эволюции распространения фейковых новостей. Уже сейчас есть сервисы позволяющие превратить твиты американского президенты Дональда Трампа в его живую речь. Текст произносится его голосом, и почти незаметно, что сообщение сгенерировано компьютером. Но, что если завтра злоумышленники заходят произнести голосом президента что-то, чего он не говорил и не писал?

В результате развитие аудио-трендов вновь сулит медийным компаниям потерей прибыли, а людям распространением дезинформации, что будет приводить к дальнейшему падению их доверия к любым источникам новостей.

Третья группы трендов включает вопросы доступа к качественным новостям. Сюда относится блокчейн для новостей, сплинтернет и радикальная прозрачность. В идеале блокчейн-системы применительно к новостями должны были бы работать следующим образом: заслуживающие доверяя новостные организации осуществляют производство контента, который проверяется и верифицируется участниками сети, с предъявлением требования радикальной прозрачности к источникам информации, затем новость добавляется в общий пул проверенной информации, на основе которого работают поисковики информации и прочие дистрибуторы контента. Проблема в том, что пока это не работает таким образом. Крупные дистрибуторы информации, такие как Facebook или Google создают алгоритмы, настроенные на максимально быстрый поиск результатов, но не обращающие достаточно внимания на качество и корректность информации. Вместе с тем источников информации, которые мало заботятся о качестве контента, появляется все больше, и все сильнее ускоряется процесс производства новостей, в том числе благодаря машинам-авторам.

Рост объема непроверенной информации весьма вероятно будет все больше привлекать внимание государственных органов, и сплинтернет в таких условиях будет становиться все более реальной вещью. Балканизация интернета (или сплинтернет) предполагает разбивку глобальной сети на множество региональных сетей. Это будет происходить вследствие того, что государства будут устанавливать различные правила к тому как и какая информация будет распространяться на их территории. Следующий этап распада сети – возникновение конфликтных отношений между разными сетями, например, на идеологической или политической почве. Уже сейчас в Европе и в Канаде google обязывают удалять определенные ссылки из поисковой выдачи, например, связанные с пиратским контентом. Дальнейшие регуляторные требования будут приводить к тому, что разные люди в разных частях мира будут получать разную информацию и существовать в рамках различного информационного поля.

Нерешенные вопросы доступа к качественному контенту и его верификации вновь открывают широкое поле для производства фейковых новостей, распространяемых по незнанию или со злым умыслом. А профессиональные медийные компании будут терять свою доля в информационном пространстве и страдать от общего падения доверия к информации.

Эми Уэбб говорит о том, что медийным компаниям нужно обратить внимание на эти тренды и постараться сделать так, чтобы они работали на пользу производителям качественного контента, и чтобы не реализовались угрозы развития новых технологий сулящие нанести серьезный удар по современной профессиональной журналистике.

 

Автор материала выражает признательность Генеральному консульству США в Алматы за организацию посещения конференции ONA17 в рамках “Go Viral Reporting Tour”.

Blog post image

3
682
2