Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
1
22:56, 18 октября 2017

Родословная тюрков

В родословной Абулгази Бахадур хана «Кёк-хан», наверное это и есть Бумын- каган или даже вся династия правителей Тюркского каганата или «кок-тюрков» - небесных тюрков? Абулджа-хан и есть Афрасиаб получается: дед Абулджа это Тутук - современник Кейумурса, если Кеймурса отождествить с Кей-Кавусом, чей внук Кей-Хосров враждавал с Афрасиабом.
В родословной Абул-Гази, на мой взгляд, объединил несколько родословных: есть в ней родословная библейская, и караханидская, и чингизхановская, и огузская.

Blog post image

Мавзолей Сутук Абдукерим Бограхана в Кашгарии, г. Артуш.

ИБН АЛ-АТИР «АЛ-КАМИЛ ФИ-Т-ТАРИХ», XIII век.
«…Говорят, что страна Туркестан, а это Кашгар и города Баласагун, Хотан, Тараз, а также другие среди тех, которые граничат с ними, в стране Мавераннахр, была в руках царей — ханов, тюрков. Они — мусульмане из потомства Афрасиаба Тюрка, но только они занимаются междоусобицами. Их прадед, Шабук Кара-хакан, принял ислам по той причине, что он видел во сне, будто бы человек спустился с неба и сказал по-тюркски то, что означает: «Прими ислам! Ты будешь благополучен в этой жизни и в будущей». И он во сне своем принял ислам и поутру обнаружил, что он мусульманин…».

Махмуд аль-Кашгари "Диван лугат ат-Тюрк", XI век, об Алб Ар Тунгра - Афрасиабе.

Blog post image

В Авесте «Франхрасьян» отождествляется с Афрасиабом: «..И выскочил Франхрасьян, Из туров самый бойкий, Из моря Ворукаша, Ругательства крича: "Итэ-ита-ятна-ахмай...».

Есть упоминания об Афрасиабе у Абулгази, но в родословной нет Афрасиаба.

АБУ-Л-ГАЗИ «Родословная туркмен», XVII век
«…Сельджуки, заявляя: “Мы туркмены, мы [ваши] братья”, не принесли пользы ни илю, ни народу. До того как стали государями, они говорили: “Мы — из туркменского уруга Кынык”. А после того как стали государями, говорили: “Сын Афрасиаба бежал от Кейхосрова и прибыл к туркменскому уругу Кынык, там он вырос и [навсегда] остался. Мы его потомки, мы из рода (нaсl) Афрасиаба”. Считая своих предков, они в тридцать пятом поколении доводят [их] до Афрасиаба…».

Blog post image

Тюрки-сельджуки XII-XIII век.

Рашид-ад-Дин считает, что Абулджа хан и Иафет одно лицо, но больше похоже на правду Абул-Гази, где Абулджа потомок Яфета.

РАШИД-АД-ДИН «ДЖАМИ АТ-ТАВАРИХ», XIII-XIV век
«…На основании того, что упомянуто в мусульманской истории и записано в «Пятикнижии» еврейского народа, пророк Ной [Нух] – да будет мир ему! – разделил землю с севера на юг на три части. Первую часть он дал одному из своих сыновей, Хаму, который был родоначальником чернокожих; вторую – Симу (Сам), ставшему предком арабов и персов; третью часть предоставил Яфету (Яфес) – праотцу тюрков. [Ной] послал Яфета на восток. Монголы и тюрки рассказывают об этом то же самое, но тюрки назвали и продолжают называть Яфета Булджа-ханом [Абулджа-ханом] и достоверно не знают, был ли этот Булджа-хан [Абулджа-хан] сыном Ноя или его внуком; но все они сходятся на том, что он был из его рода и близок к нему по времени. Все монголы, племена тюрков и все кочевники [букв.: обитатели степей] происходят от его рода. Подробности этого обстоятельства они передают в следующем виде.
Булджа-хан [Абулджа-хан] был кочевник; его летовка была в Ортаке и Казтаке, которые представляют собою чрезвычайно большие и высокие горы; в тех пределах находился город по имени Инандж. Зимнее стойбище Булджа-хана [Абулджа] было также в этих пределах, в местностях, называемых Бурсун, Какьян и Каркорум, называют также [его и] Каракорум. Поблизости этих мест находятся города Талас и Кары-Сайрам…».

Blog post image

Памятник Куль-Тегину.

Родословные тюркских правителей до Ноя есть у потомков Чингизхана и Тамерлана, например:
АБУ-Л-ГАЗИ «РОДОСЛОВНОЕ ДРЕВО ТЮРКОВ», XVII век
Ной
Иафет (250 лет)
Тюрк (поселился на Иссык-Куле).
Тутук (240 лет) (современник Кейумурсу, первому государю персидскому).
Ильча-хан
Абулджа-хан ("царствовал много лет")
Бакуй Диб-хан ("царствовал много лет")
Кёк-хан ("царствовал много лет")
Аланча-хан ("царствовал много лет")
Могол и Татар
Кара-хан
Огуз-хан ("царствовал 116 лет)
Гюн-хан (70+70 лет)
Кайы-хан (23 года)
Диб Бакуй-хан (120 лет)
Кузы-Йавы-хан (30 лет)
Инал-Йавы-хан (7 лет)
Дуйлы Кайи-хан ("царствовал много лет")
Коль-Эрки-хан (наместник, 38 лет)
Туман-хан (4 месяца)
Канлы Йавлы-хан (90 лет)
Мур Йавы-хан (75 лет)
Кара-хан (40 лет)
Богра-хан (90 лет)
Кузы-Тегин (40 лет).

Blog post image


Фото: скульптуры из мавзолея Тюркского кагана.

МУХАММАД НАРШАХИ "ТАРИХ'И-БУХАРА", 989 год.

"... Могила Афрасиаба находится в Бухаре у ворот Маабид (поклонения), на большом кургане, прилегающем к кургану Ходжи-Имама Абу-Хавса великого, — да будет к нему милостив...".

П.С. Прямые потомки Сатук Богра-хан, основателя династии Караханидов или Илек-ханов, первого тюркского правителя, принявшего Ислам, до сих пор существуют?

БЕЛЛЬЮ ГЕНРИ УОЛТЕР «КАШМИР И КАШГАР ДНЕВНИК АНГЛИЙСКОГО ПОСОЛЬСТВА В КАШГАР В 1873-1874 г.», 1877 год.
«…Махмуд Хан считает себя потомком султана Саток Бухры Хана, мавзолей которого находится возле самого его дома, отчего и происходит название городка Машгад, «Место мученичества». Его фамилия владела Артошем втечение семи столетий и теперь скромным ее представителем был он. Счастье его было разрушено китайцами, когда они подавили восстание 1857 года, руководимое Вали Ханом. Отец его и два брата были взяты в плен и варварски казнены китайцами за то, что слишком увлеклись во время революции. Они пристали к восставшим одни из первых, так как за возмутившимся ходжей была замужем сестра Махмуд Хана.
Махмуд Хан, вместе с другими членами семьи, избежал подобной же участи, благодаря бегству в Ташкент, откуда возвратился наконец в партии Бузур Хана. В благодарность за его службу при завоевании страны, он был снова водворен эмиром в своих, правда, значительно урезанных, владениях, и теперь продолжает служить эмиру в качестве предводителя 400 конных воинов, которых он содержит в своих собственных владениях. Он — мужчина средних лет, имеет резкие татарские черты чистого уйгурского племени и красивый румяный цвет лица, с самым легким желтоватым оттенком. Обхождение его весьма спокойное, не занозчивое, но выражение лица суровое, чего мы не могли не заметить, не смотря на его любезность в отношении к нам. У него три сына, из которых старший, Абдуррашид, хранит фамильную гробницу; второй, Муза, служит в числе телохранителей и провожал нас по его владениям, а третий еще восьмилетний ребенок.
На другой день после нашего прибытия мы посетили гробницу и в качестве царских гостей свободно расхаживали по ее дворам и монастырям. Самой могилы мы не видали, так как дверь в покрывающее ее здание была заперта и охраняема двумя старыми священниками, которые, сидя перед нею, быстро повторяли молитвы. Мавзолей этот состоит из обширного купола, поддерживаемого четыре угольным строением, на каждом углу которого находится по маленькой башне в виде колокольни, которые имеют также купели. Все здание покрыто муравленными синими, зелеными, и желтыми черепицами, которые расположены косыми рядами. Дверь высокая и помещена в узкой арке с восточной стороны. Внутренние стороны этой арки покрыты арабскими надписями, а год 1244 X. (1838 по Р. X.), выставленный среди надписей с одной стороны, обозначает обновление строения под управлением Зугуриддина, бывшего в то время мусульманским правителем Кашгара от китайцев.
Саток Бахра Хан (родившийся в 944 г. по Р. X.) был сын Тангри Кадир Бахра Хана, умершего во время экспедиции против Бухары. Когда отец его умер, ему было всего шесть лет, и потому вместе со своей овдовевшей матерью он был взят под покровительство его дядей Гарун Бахра Ханом, вошедшим на престол в Кашгаре. Двенадцати лет он принял Ислам от Абу Назара Самани, который в качестве распространителя ислама пришел в страну с караваном в 300 человек из Бухары через Андижан и остановился в Артоше, бывшем в то время цветущим торговым рынком…».

1