Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
-12
03:06, 17 ноября 2017

КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫ ЛИ НАШИ ВУЗЫ?

В недавнем выпуске ток-шоу Bilim, выходящем на канале «Хабар», обсуждалась проблема конкурентоспособности высшего образования в нашей стране.

 

Роль вузов в этом «соревновании» очевидна. Но способны ли наши университеты выпускать специалистов, чьи знания соответствуют требованиям современного мира? Ответ на этот вопрос попытались найти эксперты в области образования и другие участники ток-шоу Bilim.

 

КОЛИЧЕСТВО ВЫРОСЛО. А КАЧЕСТВО?

Отношение к высшему образованию в нашем обществе неоднозначно. С одной стороны – несомненная престижность: подавляющее большинство юношей и девушек, оканчивающих школу с хорошими оценками, стремятся к поступлению в вуз. С другой стороны, многие считают, что главным и единственным преимуществом высшего образования является диплом – волшебная «бумажка», при виде которой любой работодатель примет её обладателя с распростёртыми объятиями. С момента обретения нашей страной независимости высшее образование получили 2,7 миллиона казахстанцев. Причём, если в 1991 году дипломы наших вузов были выданы 42 тысячам студентов, то почти 25 лет спустя, в 2015 году, эта цифра выросла до 142 тысяч.

 

С ДИПЛОМОМ, НО БЕЗ РАБОТЫ

Причина снижения популярности высшего образования становится понятнее, если немного проанализировать состояние рынка труда: из почти 448 тысяч безработных 30 тысяч – молодые люди с вузовскими дипломами.

Работодатели не хотят принимать молодых специалистов как из-за отсутствия опыта, так ввиду низкого качества подготовки. Эксперты заверяют: качество высшего образования медленно, но верно повышает участие в Болонском процессе, к которому наша страна присоединилась в 2010 году. Этот процесс подразумевает сближение европейских вузов, приведение их к некоему общему образовательному стандарту. Что касается получения студентами профессионального опыта, то введение дуальной системы образования должно со временем решить и эту проблему. Но пока компетентность выпускников вузов оставляет желать лучшего. «Дипломированных юристов и экономистов у нас много. Но компетентные среди них – большая редкость», – считает участник ток-шоу Bilim Жангельды Шымшыков.

 

В нашей стране порядка 130 вузов, 9 из них имеют статус национальных. И только 50 из них – государственные. Но и в частном вузе можно выучиться по государственному гранту. По данным нашего министерства, финансируются, в основном, специальности, связанные с естественными науками.

 

ОБ УЧЁБЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ

Некоторые молодые люди ищут выход за пределами нашей страны. Именно так поступила Турсынгуль Кабиева, выпускница программы «Болашак». Отучившись на бакалавра в Казахстане, она решила заканчивать магистратуру за рубежом. Причин для учёбы за границей – множество. И дело не только в качестве преподавания: по словам участников ток-шоу, в развитых странах созданы все условия для того, чтобы студент мог спокойно заниматься наукой – не думая о том, как заработать на жизнь. Хорошо ещё, если после заграничной учёбы дипломированный специалист возвращается, чтобы трудиться на благо своей страны. Но немало и таких, которые предпочитают остаться и приносить пользу зарубежной науке.

 

С другой стороны, за 2011-2014 годы количество иностранных студентов, обучающихся в наших вузах, выросло до 10 тысяч. Большинство из них – граждане Кореи, Афганистана, Ирана и Китая. И качество нашего высшего образования их более чем устраивает. Хотя не исключено, что основной причиной при выборе вуза для многих стала низкая стоимость обучения. Впрочем, в эфире ток-шоу Bilim кореянка Чу Ян Минг, которая учится на докторантуре Евразийского национального университета в Астане, очень положительно отозвалась об условиях учёбы в нашей стране. Даже язык – не такая уж проблема: всего за несколько лет девушке удалось заговорить по-казахски на достаточно приличном уровне.

 

Конкурентоспособность вуза определяется по совокупности самых разных критериев. В США одним из таких параметров является зарплата студента в течение 5 лет после получения диплома. Чем больше денег зарабатывает молодой специалист – тем престижнее вуз, который он окончил. Похоже, что для окончательного снятия с повестки дня вопроса о конкурентоспособности нашего образования нам нужно, чтобы зарплаты наших вузовских выпускников максимально приблизились к доходам их зарубежных коллег. А в этом направлении казахстанским вузам – несмотря на достижения последних лет – ещё есть, к чему стремиться.

-12
871
7