Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 767 постов40 подписчиков
Всяко-разно
11
20:36, 17 октября 2017

Аркадий Волож привел в Казахстан «Яндекс.Лицей». Плакать или радоваться?

На рынке образования появился еще один игрок – проект «Яндекс.Лицей». Выход российского IT – гиганта на образовательный рынок Казахстана вызывает двоякие чувства. Но начнем по-порядку.

"Яндекс.Лицей". Лицей – это громко сказано, на самом деле российский гигант IT-бизнеса не вкладывает деньги в школьную инфраструктуру, не строит ничего, пользуется текущей.

Blog post image

В определенных школах, которые априори имеют репутацию сильных в естественных науках, особенно, по математике и физике, открываются специальные бесплатные классы, где школьники могут заниматься программированием по учебной программе, разработанной российскими экспертами.

 

Почему я думаю, что фактически прогрессивный российский проект собирается формировать для себя и своих проектов трудовые ресурсы в Казахстане? На самом деле, Яндекс уже столкнулся с такой проблемой в России, когда несколько лет назад открыл «Яндекс Факультет» в одном из российском ВУЗах, более того, затем открыл еще и магистратуру.

 

Логично было бы выстраивать образовательную систему и дальше, то есть, формировать вертикаль, а это значит – идти в школы. Вот «Яндекс» и пошел, причем даже как признают руководители программы без того, чтобы увидеть как финально работает образовательная программа сама по себе.

 

IT-специалисты не волнуются о совершенстве продуктов, главное запустить, начать и желательно сразу на тех рынках, где будет развиваться экспансия основного бизнеса. А о том, что Казахстан как информационное пространство и как рынок развития – сейчас в фокусе экспансии говорит тот факт, что Яндекс открыл в Казахстане свой официальный офис.

 

Теперь вернемся к самому проекту.

 

Есть 2 полюса между которыми формируется мое личное мнение относительно лонча «Яндекс.Лицея» в Казахстане.

 

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

На одном полюсе – мнение, близкое к фобии. Если смотреть в целом на то, как проект должен выглядеть со стороны тех, кто занимается развитием национальной идеологии, то лицей похож на «пылесос», который можно вставить в любую более-менее интересную с точки зрения академической успеваемости школу и «высосать» интеллектуальный потенциал.

После того, как «ферма по выращиванию специалистов» появится в школах, лучших можно грантировать на обучение в России и также брать на стажировку, тире трудоустройство в компанию. По сути, это очень хорошее и правильное бутиковое решение по формированию кадров в такой молодой отрасли, в которой работает Яндекс. Но тогда вопрос к людям, которые по идее отвечают за человеческий потенциал в Казахстане, насколько это правильно растить и отдавать кадры «без боя» на соседний рынок?

Вот ведь, только в этом году начался анонс программы «Цифровой Казахстан», и один из больших фокусов в нем - это инвестиции в оптоволокно, хотя главный приоритет – это люди, человеческий капитал, который должен поддержать рост цифровизации экономики. Но откуда им взяться, если в Казахстане ни одна компания не внедрила хотя бы пилотного проекта подобно «Яндекс.Лицей»?

Конечно, можно сейчас активно инвестировать в университеты, которые должны запустить больше IT-программ, но что, если до этих ВУЗов лучшие и перспективные таланты теперь просто не дойдут?

Именно поэтому, выход проекта «Яндекс.Лицей» должен поднять вопрос у людей, которые принимают решения в государстве и побудить тот же Forbes-50 Казахстан делать инвестиции в образовательные программы в казахстанских школах, чтобы потом не оказаться в положении, когда в стране им просто будет не с кем работать, не в кого инвестировать.

Как мне кажется, сейчас настал именно тот самый переломный момент, когда казахстанцы, которые активно возводили мечети (а их на частные деньги было построено более 3 тысяч по всей стране) и тем самым закрывали вопросы своего прошлого, начнут инвестировать в образование – платформу будущего.

Когда речь о вхождении в 30–ку развитых стран, все время отодвигается на задний план тот факт, что войти в список конкурентоспособных стран без конкурентоспособного человеческого капитала, способного поддержать изменения в экономике, НЕВОЗМОЖНО.

Такие задачи однозначно должны решать государственные идеологи, в конце концов, им за это деньги платят. Как говорится «Богу богово, а Кесарю – кесарево». Поэтому от полюса фобии и переживаний на человеческий капитал Казахстана, в том числе с точки зрения безопасности, я перехожу к другому полюсу, на котором находятся сугубо индивидуально-прагматические интересы человеков, которых официоз обзывает «населением».

 

ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Прагматический подход обычных родителей, да и самих талантливых ребят в школах прост. Нужно пользоваться и быть благодарным любой возможности, которые дают тебе интеллектуальный рост и возможность раскрыть свой потенциал, а если к тому же, есть перспектива бесплатно учиться в более престижных ВУЗах, чем ВУЗы Казахстана, а потом еще и получить возможность трудоуйстройства в аналоге Google, то вообще супер.

Это реальная возможность - благодаря своим знаниям, умениям и навыкам сделать карьеру в соседней стране, вне социальных лифтов в Казахстане, где лифты большей частью работают по принципу родства, а не компетенций.

И обычным казахстанским родителям, которые думают о будущем своих детей, не надо переживать относительно неспособности локальных государственных ресурсов выявить, поддержать, развить и удержать перспективные кадры.

Если ваши перспективные дети не нужны в Казахстане, за них не идет конкуренция, частные компании не создают для них бесплатных развивающих программ, не хотят формировать для себя кадры, не думают даже об этом, то ищите любые возможные способы реализовать потенциал своих детей. Неважно, чьи это программы, не важно кем они спонсируются, просто будьте благодарны, что они появились и используйте эти шансы по-максимуму.

Такой прагматичный подход – это второе мнение в моей голове, которое радуется приходу «Яндекс.Лицея».

Думаю, что истина между этими 2 полюсами, между «плакать и радоваться", где-то посередине.

 

Предлагаю вам сформировать свое собственное отношение и видение относительно выхода «Яндекс.Лицея» в Казахстан через интервью Марины Сусловой, которая является директором всего проекта и отвечает за его развитие в странах СНГ.

- Марина, как желающие образовательные учреждения могут начать сотрудничество с вами и внедрять ваш образовательную программу?

- У нас есть специальный сайт и партнёры обращаются к нам как правило через сайт. Они говорят «нам интересно с вами работать». Что происходит дальше? Мы очень молодая программа, которая стартовала только в прошлом году, поэтому мы постоянно учимся и растем, мы не все умеем. Но мы понимаем, что если мы не начнем делать и не будем учиться, то никогда не сделаем хороший продукт. В том году, когда мы стартовали с первой группой школьников, мы им сразу сказали: мы находимся в одной лодке, будут ошибки, но эту программа может потом пойти в другие страны. Люди к этому готовы. У нас есть свои внутренние ограничения сколько городов или площадок мы можем взять.

Мы понимаем, что в этом году сможем покрыть 20 городов, покрыли уже 21. Мы понимали, что готовы работать с 1 тыс.школьников, сейчас у нас их больше 1,2 тыс.человек.

Заявок приходит много и мы вынуждены отказывать, нам очень жаль, но мы надеемся, что через 2-3 года мы выйдем на мощности, когда сможем брать всех желающих, потому что за этими заявками стоят школьники, дети, которые хотят учиться.

- Вы ориентируетесь в программе на старшеклассников?

- Да. Хотела бы добавить, что в России нет однозначно таких масштабных программ по образованию школьников, которые бы при масштабировании не потеряли качество. Нам нужно сохранить качество, поэтому мы будем расширяться без потери качества преподавания. Основная проблема – это учителя, менталитет детей, мы все это изучаем в процессе запуска. В следующем году мы планируем запустить еще 50 школ, иначе мы не выйдем на масштаб и там я уверена мы столкнёмся с какими-то вещами, которые даже не прогнозировали. К сожалению, некого спросить, ни у кого такого опыта нет.

Очень важно попробовать. Мы взяли в Казахстане 2 города по 1 школе. Обучение идет на русском языке, а не на английском, чтобы не ограничивать число детей, желающих учиться.

 

- А какой KPI стоит у всей программы?

- Когда мы ставили KPI, изначально хотели выйти на 10 тыс. выпускников в год. При такой мощности, мы сможем влиять на экосистему формирования программистов в стране (речь шла о рынке России). И этот KPI можно реализовать при условии, что ребенок, который хочет поступить в Лицей, мог это сделать вне зависимости от того, где он находится.

 

- Скажите, а проект «Алиса» (голосовй помощник), который буквально на днях запустил Яндекс, может быть использована в процессе обучения?

- Интересный вопрос, потому что мы думаем о запуске онлайн-курсов. Онлайн-образование - за ним будущее, но люди пока не очень готовы к такой форме образования, так как процент отсева студентов очень высокий. Если мы говорим о школьниках, то в силу своего возраста, своего менталитета они не готовы учиться полностью в онлайн-формате. Когда речь идет о программировании, очень сложном программировании, где нужно сидеть, и где требуются большие усилия, то необходим рядом наставник, который может поощрять, поддерживать и помогать. Онлайн-формат эту функцию наставника решить пока не может.

 

Справка:

Марина Суслова – приглашенный эксперт образовательных программ, которую «Яндекс» пригласил в команду. До «Яндекс.Лицей» Марина Суслова вела стипендиальную программу для школьников и учителей в фонде Владимира Потанина.

 
11
2058
8