Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
03:10, 16 октября 2017

Круче, чем «Салют-7»

Blog post image

Сегодня все мы ходим под впечатлением от фильма о героях-космонавтах, которые спасали орбитальную станцию «Салют-7». Но в истории космонавтики и до этого случая были не менее захватывающие эпизоды.

16 января 1969 года на околоземной орбите произошла стыковка двух советских космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5». В сообщении ТАСС было объявлено, что впервые на орбите создана экспериментальная космическая станция с четырьмя космонавтами на борту. Впоследствии этот полёт в истории отечественной космонавтики стал рассматриваться как этап на пути к созданию долговременных орбитальных станций типа «Салют», «Мир» и МКС.

На самом деле история полёта «Союза-4» и «Союза-5» куда более драматична.

Всем теперь известный космический корабль «Союз» изначально задумывался не просто как надёжная транспортная «лошадка» для полётов на околоземную орбиту, но и как корабль, на котором советские космонавты должны были отправиться на Луну.

«Битва за Луну» между СССР и США развернулась ожесточённая. Американцы, проигравшие к этому моменту в космосе всё, что только можно проиграть, бросили на «лунную программу» невероятные силы и средства, каких Советский Союз выделить не мог. Поэтому советская программа шла в условиях страшного дефицита времени и средств.

Строительство и испытания «Союза» шли в спешке. К чисто техническим проблемам добавилась смерть в январе 1966 года главного конструктора Сергея Павловича Королёва, являвшегося идеологом и настоящим «мотором» советской космической программы. Это утрата была поистине невосполнимой.

Программа полёта к Луне предусматривала стыковку двух космических кораблей «Союз», и эту операцию предстояло изначально провести на околоземной орбите в экспериментальном режиме.

После стыковки два космонавта должны были перейти из одного корабля в другой в открытом космосе (возможность перехода через стыковочный узел тогда не была разработана) и вернуться на Землю на другом корабле.

«Гонка за Луну» заставляла отказываться от традиционных испытаний в автоматическом режиме, поэтому было принято решение, что полёт «Союза-1» станет не просто первым пилотируемым полётом корабля новой конструкции, но и первым, в котором будет проведена стыковка в открытом космосе.

По плану полёта, сначала на орбиту должен был подняться «Союз-1», пилотируемый космонавтом Владимиром Комаровым, затем к нему присоединился бы «Союз-2» с экипажем в составе Валерия Быковского, Алексея Елисеева и Евгения Хрунова. После стыковки на орбите Елисеев и Хрунов должны были перейти на «Союз-1» к Комарову и приземлиться вместе с ним. После успешного осуществления этого полёта планировалось начать непосредственную подготовку к полёту на Луну.
Спешка была такой, что процесс стыковки в космосе не был даже предварительно отработан на автоматических аппаратах — всё предстояло делать сходу.
«Союз-1» с Владимиром Комаровым стартовал 23 апреля 1967 года, а через сутки должен был стартовать «Союз-2». Однако у корабля Комарова обнаружилась целая серия отказов и неполадок, в частности, не раскрылась одна из солнечных батарей. Возникла даже опасность, что космонавт навсегда останется на орбите.

Полёт «Союза-2» отменили, а Комарову дали команду на спуск с орбиты. Хотя в этих условиях данная задача была непростой, космонавт с ней справился. Однако на спуске обнаружился отказ парашютной системы, в результате чего основной парашют не сработал вовсе, а резервный закрутился и не обеспечил снижения с допустимой скоростью. В результате спускаемый аппарат «Союза-1» врезался в Землю и загорелся. Космонавт Владимир Михайлович Комаров погиб.
Гибель космонавта, ставшая первой в истории отечественной космонавтики, стала серьёзным ударом по советской программе освоения космоса в целом и по «лунной программе» в частности.
Пришлось вновь заняться выявлением и устранением недостатков, провести серию новых испытаний. «Союзы» ещё шесть раз запускались в беспилотном режиме, затем два из них под именами «Космос-186» и «Космос-188» осуществили успешную автоматическую стыковку.

15-го января 1969-го года Борис Волынов – командир корабля, бортовой инженер Алексей Елисеев и инженер-исследователь Евгений  Хрунов стартовали с Байконура. Спустя день была произведена 1-я в мире стыковка двух космических кораблей с космонавтами на борту. При этом спустя 34 витка кораблей вокруг Земли, космонавты Елисеев и Хрунов, надев скафандры, перешли из корабля «Союз-5» на борт «Союз-4» через разгерметизированный отсек. Примечательно, что космонавты принесли командиру КК «Союз-4» - Владимиру Шаталову газеты и письма, датированные после старта «Союз-4». Оба корабля, будучи состыкованными, находились на орбите 4 часа и 35 минут
После успешного выполнения основной задачи миссии, «Союз-5» отправился на Землю. Однако во время схода с орбиты спускаемый аппарат не отделился от агрегатного отсека, в результате чего спуск происходил по нештатной траектории, с вращением во всех направлениях. По этой причине парашют спускаемого аппарата начал закручиваться, не выполняя свою функцию в полной мере. Космонавт мог погибнуть. К счастью, парашют частично тормозил спускаемый аппарат, и 18-го января 1969-го года, врезавшись в землю на спусковом аппарате, Борис Валентинович приземлился, хотя и получил несколько значительных травм, среди которых перелом корней зубов верхней челюсти.

Несмотря на полученные травмы, в 10 утра следующего дня, Борис Волынов вместе с другими космонавтами докладывал о результатах полета Госкомиссии, а через три дня – руководству СССР.

До 1971-го года, по причине полученных травм, космонавта Волынова отстранили от космических полетов. Однако позже он все же добился разрешения вернуться в отряд космонатов. С 1971-го года Борис Валентинович проходил подготовку к проведению пилотируемых полетов на космическую станцию «Салют». Во второй раз космонавт Волынов отправился в космос 6-го июля 1976-го года, когда с Виталием Жолобовым на корабле «Союз-21» полетел на орбитальную станцию «Салют-6».

 

По материалам Википедии

Фото из архива Роскосмоса

 
0
247
4