Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 767 постов40 подписчиков
Всяко-разно
24
04:32, 11 октября 2017

Молчание Бозумбаева. Классический картельный сговор с согласия министра: как «бензиновые короли» диктуют государству свои правила игры

Произошедшая в сентябре одновременная остановка двух казахстанских НПЗ из трёх и последовавший за этим топливный кризис – это для Казахстана уже не ново. История повторяется каждый год

Blog post image

И всякий раз пресловутый «плановый ремонт» на НПЗ начинают в самое неподходящее время – как правило, это случается на пике спроса на топливо в период уборочной кампании. Но если останавливается один завод, рынок ещё как-то это выдерживает. А тут – сразу два. И надолго. Министр энергетики Бозумбаев обещает «всё наладить» не ранее первой декады ноября. Вдуматься! Ещё целый месяц! Между тем, цены на «92-й» уже взлетели в среднем на 20 тенге, а в отдельных регионах – на все 50. И ползучий рост цен продолжается. И что ещё произойдёт за месяц, насколько взлетят цены – не знает никто. Такого ещё не бывало в истории отрасли. Никогда.

Обнаглели «бензиновые короли»? Да, безусловно. На народно-дворовом языке это называется – «нюх потеряли».

Но, действительно, а чего им бояться, этим королям, когда призванные обеспечивать стабильность рынка государственные ведомства ничего не контролируют? Частные акционеры заводов без зазрения совести (и абсолютно без опасений) организовали классический – такой типичный, как по книжке – картельный сговор. Тем самым спровоцировали в стране мощный инфляционный виток. Его развитие сейчас только начинается: опыт показывает, что подъём розничных цен на все товары обычно происходит в течение 2-3 недель после подорожания бензина. Транспортная составляющая, её никуда не денешь: дорожают перевозки – растут цены на всё и вся. Уже начали потихоньку дорожать овощи, куриное мясо, другие продукты. И, похоже, это лишь цветочки. Ягодки увидим к концу осени.

А произошло всё это при молчаливом попустительстве Министерства энергетики.

Сам г-н Бозумбаев никак не пытался этому помешать. Он молчаливо и безучастно наблюдал за развитием всего этого процесса. Недавно была опубликована переписка между «КазМунайГазом» и министерством, где менеджеры КМГ обосновывали необходимость перенести ремонт Павлодарского НХЗ на осень. Вроде бы, на первый взгляд, логично обосновывали, но тогда никто не говорил, что в этот же период остановится ещё и Атырауский НПЗ.

Неужели министр Бозумбаев не знал о таких планах? Разве его не уведомляли заранее? Ведь в Казахстане не 10 и не 20 нефтеперегонных заводов, а только три. И чтобы в министерстве не знали, что на них происходит – такого не может быть.

Знал Бозумбаев. И тот его зам, которого теперь подвергли публичной порке, демонстративно сняв с должности, – он тоже знал. Наверняка.

Не могли эти господа пребывать в святом неведении и относительно того, что будет, когда два завода одновременно остановятся. Здесь не надо быть «золотым выпускником» Института нефти имени Губкина. Любой третьеклассник решит вам эту задачку на раз.

Если остановятся два завода из трёх – ясное дело, бензина Казахстану не хватит.

И говорить, что г-н Бозумбаев не мог прогнозировать это, что он был не в курсе, что находился «не в теме», что ему «не позвонили», «не предупредили», – всё это сказки для детишек. Да даже и детишки не поверят.

И здесь возникают уже совсем нехорошие вопросы.

Почему министерство покрывает игры монополистов на повышение цен? Почему оно этому никак не противодействует? Как такое вообще возможно?

Почему при молчаливом согласии Бозумбаева и его замов нам опять показывают весь этот тупой спектакль про «плановый ремонт» на двух заводах сразу? Сколько можно уже держать всё население за лохов?

Уж мы-то, ребята, плавали, знаем. Лет пятнадцать подряд ежегодно кормят сказками про эти ремонты, про пресловутую модернизацию НПЗ (в которую, по данным разных источников, государство уже направило от 5 до 8 миллиардов долларов) и про то, что возникший дефицит, мол, вынужденный, «от нас не зависящий»... Кормят сказками и повышают цены.

С «бензиновыми королями» всё понятно, их аппетиты всем известны. Да и интересы «нефтяных королей» – тоже не новость. Добывающим компаниям выгоднее гнать всю нефть на экспорт, чем поставлять на наши НПЗ. Это очень старая тема. И почему-то за двадцать лет сотрудничества с «Тенгизшевройлом» и прочими экспортёрами нефти наше уважаемое Министерство энергетики так и не урегулировало данный вопрос.  Хотя вполне могло. Одним постановлением, одной коррекцией налоговой схемы можно было бы заставить «нефтяных королей» поставлять на казахстанские НПЗ столько нефти, сколько те смогут переработать.

Но зачем? Зачем этим заниматься Министерству энергетики? Ведь без этого удобнее участвовать в играх «королей» на повышение цен: можно то на ремонт всё свалить, то рассказать, что собственной нефти для переработки Казахстану не хватает, то сослаться на российские цены...

Да, да. Так удобнее. По поведению министерства и лично г-на Бозумбаева создалось абсолютно чёткое впечатление: эти господа – заодно с «бензиновыми королями», они дуют в одну дуду, играют на одном пианино. И тема «музыки» всякий раз – одна и та же: взвинтить цены, создав для этого благовидный предлог.

Какими могут быть мотивы министерства подыгрывать частным компаниям, и каков собственный интерес г-на Бозумбаева участвовать в этих мутных играх, – отдельный вопрос. Точнее, это пока не вопрос, а лишь предположение. Может быть, интерес есть, а возможно и нет никакого интереса – просто г-ну Бозумбаеву «фиолетово», какими будут цены на бензин в нашем государстве завтра и через месяц.

У него ведь есть более важные дела!

Крайне сомнительное, нелогичное, непонятное для государственного мужа поведение: отстраниться от управления именно в тот момент, когда включать управление жизненно необходимо. Такое поведение ставит очень нехорошие вопросы. И не надо валить всё на уволенного вице-министра. «Мальчики для битья», козлы отпущения здесь не помогут: все прекрасно знают, что решения, затрагивающие вопросы обеспечения внутреннего рынка топливом, без ведома самого министра не принимаются.

В западной практике, когда к чиновнику возникают такие нехорошие вопросы, у них там принято, по крайней мере, пытаться сохранить лицо. Возьмём, например, британского экс-премьера Кэмерона, который до голосования по BREXIT был горячим сторонником выхода Британии из ЕС. И вот этот BREXIT случился, чего Кэмерон, скорее всего, не ожидал. Теперь ему пришлось объясняться перед гневным большинством британцев. Когда на него обрушился поток гневных упрёков в предательстве интересов нации, то политику не осталось ничего – только подать в отставку. Он мог, конечно, этого и не делать. Но ушёл, чтобы сохранить лицо. Так принято.

У них всегда подают в отставку, когда общество чем-то недовольно или что-либо заподозрило в деятельности высокого государственного мужа. Такова этика, таков кодекс чести, это общепринятая практика в приличных развитых государствах.

У нас же г-н Бозумбаев не только не подаёт в отставку, даже уже получив представление премьера на выговор. Он, напротив, начинает подавать такие завуалированные сигналы о своей непотопляемости. Выступив с уже традиционными оправданиями происходящего на рынке (со ссылками на российские цены, на модернизацию заводов, на политику сетей АЗС и прочее), министр, как бы между прочим, обронил фразу: «Моя судьба – в руках президента». Те, кто знает чиновничий эзопов язык, услышали, что он имел в виду. Господин даёт понять: сам, мол, не уйду, не дождётесь.

А заодно, к тому же, Бозумбаев дал обществу толстые намёки – готовьтесь, мол: в России бензин на наши деньги стоит 225 тенге, и цены со временем будут выравниваться. Тоже такая старая психологическая ловушка для лохов – эти ссылки на российские цены в Минэнерго повторяют всякий раз, когда пытаются объяснить народу периодические ценовые сговоры в отрасли. При этом министр, естественно, не рассказал народу про то, что у соседей на розничную цену топлива очень сильно влияют отдельные социальные налоги – те, которых у нас в Казахстане нет.

В общем, как молчание Бозумбаева на фоне картельного сговора «бензиновых королей», так и его нынешние оправдания лишь усиливают общее нехорошее впечатление. Более того: министр своими последними прогнозами начал откровенно и прямо участвовать в играх на повышение цены топлива.

И это – уже даже не наглость. Это что-то большее.

Открой Для Себя Казахстан

24