"Бегущий по лезвию 2049" — возвращение к рабству

Гульмира И 2017 M10 9
994
4
22
0

Фильм крутится в голове, словно кто-то забыл выключить кнопку повтора, снова и снова, вытаскивая на свет совсем иное – отличающееся от происходящего на экране.

Дени Вильнев своеобразный режиссёр, создающий такие картины, на которые идёшь с опаской, ведь вероятность понимания его фильмов с первого раза очень низка. Его произведения искусства нужно смотреть ни раз и ни два и уж точно не в толпе людей идущих в кино по велению сердца, а стало быть не готовых к тому, что обрушится на них с экранов.

Я мало знакома с творчеством Вильнева, но того, что мне известно, вполне хватит на то, чтобы отказаться от любимого IMAX формата и поехать в дальний не популярный кинотеатр на первый сеанс, чтобы в одиночестве разобраться с фильмом, а также, чтобы не отвлекаться на громко говорящих/вечно жующих/смеющихся в моменты, когда не смешно зрителей. Мне повезло, что со мной в зале оказался ещё один одиночка, сидящий далеко от меня, а стало быть просмотр "Бегущего по лезвию 2049" полностью поглотил меня, отпустив лишь на титрах да и то не сразу.

Такие просмотры без отвлекающих факторов полезны тем, что начинаешь по другому воспринимать фильм. Он крутится в голове, словно кто-то забыл выключить кнопку повтора, снова и снова, вытаскивая на свет совсем иное — отличающиеся от происходящего на экране. Он выносит твоё настоящее восприятие без восторгов и каких-либо замечаний. Мнение зрителя, снявшего розовые очки и столкнувшегося с прошлым человечества, облаченного в фантастическое будущее.

Так о чём же на самом деле "Бегущий по лезвию 2049"? О будущем или о страшном прошлом?

На мой взгляд, он о рабстве, которое мы искоренили, но судя по всему из своей ДНК вырвать его никогда не сумеем. Не похоже? Так давайте возьмём сюжет:

В недалеком будущем мир населен людьми и репликантами, созданными чтобы выполнять за людей тяжелую работу. Работа офицера К — держать репликантов под контролем в условиях нарастающего напряжения... Пока он случайно не становится обладателем секретной информации, которая может разрушить весь мировой порядок.

Репликанты те же рабы XVII-XVIII веков, которые для людей являются не больше чем вещами, что не жалко и выбросить, и уничтожить. К (он же Райан Гослинг) - один из них, недостойный жить, так как созданный людьми и не имеющий душу, словно надсмоторщик над рабами, который следит за порядком и употребляет "плеть" когда это нужно (ибо негоже господам, то есть людям, марать свои руки в грязных делах). И люди - господа, родившиеся естественным путём и имеющие власть над теми, кто не лучше скотины. Люди, возомнившие себя богами, но не видящие в своих созданиях себе подобных, которых выпускают всё больше и больше, тем самым создавая ту малую возможность бунта, к которой идут репликанты.

И это можно понять. Ведь ни один человек из прошлого ли, из будущего ли не может жить без свободы, а репликанты, учась у людей, тем более стремяться к ней каждый в своё время. Да, они игрушки людей, поступающие строго по приказу, но игрушки эти видят, что ничем не отличаются от создателей, которые в общей массе своей относятся к ним, как к мусору. Они видят, как люди наделенные властью над репликантами пользуются этим и не несут никакой ответственности,так как убийство куклы не считается убийством, а приказ, данный одной кукле уничтожить другую, пусть даже рожденную естественным способом, не несёт моральной нагрузки. Это же вещи без души и сердец, не умеющие чувствовать и любить... Совсем как во времена рабовладельцев, когда мужа и жену разлучали и заставляли жениться на других, чтобы забирать потомство и продавать его; когда у матери могли отнять младенца, рассуждая, что человек с таким цветом кожи не знает, что такое материнская любовь и должен быть готов в любой момент расстаться со своим отпрыском; когда рабы на поле были под контролем у других рабов-надсмоторщиков, приставленных карать каждого по кивку своего хозяина.

Но не дай бог раб начинал умнеть, от него старались поскорее избавиться, продать на юг, где из него выбивали всю дурь и мечту о свободе. Стоит ли удивляться тому, что жизнь К после выявленной анамалии начала изменяться в худшую сторону!? Ведь рабы, а в нашем случае репликанты, не должны умнеть и чувствовать, влезая в главную прерогативу людского племени. Им это не положено.

Только не смотря на это, К на протяжении всего фильма изменялся, проникался чувствами и становился всё больше похожим на человека. Своими поступками он напоминал раба, готового броситься на север к свободным землям, где никто не будет кричать вслед проклятия или же коситься как на прокаженного. Но только напоминал, так как научившись чувствовать, К так и не поумнел, продолжая служить человечеству до потери последней капли крови, боровшись за правду всеми известными ему способами.

В мире, так похожем на рабовладельческий строй, он не уподобился человеку, спасавшему самое лучшее, что у него есть - свою шкуру. Он как был другом людям, так и остался им, воспитав в себе честь и благородство господ, не видивших какое чудо стоит перед ними. И пусть для остальных репликантов он не являлся этим чудом, но он был тем алмазом, ограняемым на протяжении всего фильма, чтобы в конце стать полноценным бриллиантом.

Рожденный искусственно, без души К научился любить, ценить жизнь и спасать ее. Измененная кукла не разорвала порочный круг рабства, но положила начало новой эре, которая возможно приведёт к равенству...если только мы-люди не забудем снова уроков прошлого и не шагнем снова в болото рабства, угнетая новых существ, чем-то отличающихся от нас.

         

Оцените пост

22

Комментарии

1
Фильм и правда хорош.
0
анАмалия это что?
Показать комментарии