Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
14
02:31, 08 октября 2017

Я понял, в чём ваша беда: вы слишком серьезны.

Как я и угрожал вам в моем предыдущем посте, "в шесть тридцать дня" вчерашней пятницы ваш покорный слуга заявился на открытие 82 театрального сезона В Восточно-Казахстанский драматический театр. Давали премьеру - "Тот самый Мюнхгаузен" Горина. Поскольку большинство моих читателей не смогут в ближайшее время насладиться этим спектаклем - прошу наслаждаться моим отзывом и эмоциями, которыми я с вами сейчас поделюсь.

Blog post image

Конечно, "Мюнхгаузена" Григория Горина давно разобрали на цитаты благодаря великому фильму Марка Захарова. Эта безумно смешная, трогательная и невероятно мудрая и грустная пьеса давно вошла в золотой репертуар русской драматургии. И хотя перед тем, как поднялся занавес, нас попросили не сравнивать постановку с фильмом - этого избежать никак невозможно. Даже зрители в антракте шутя спрашивали: "Вова, ну как было в кине? В кине-то как было?")))

Новое здание театра в Усть-Каменогорске встретило меня светом и теплом, в которое было приятно окунуться из промозглого вечера с мокрым снегом. Располагающая, творческая и домашняя атмосфера: прекрасные холлы, внимательный и frendly персонал, гостей встречал камерный оркестр, задавая праздничный тон вечеру. Зал - не огромный, но и не маленький, очень приятный и уютный. Публики собралось много, и большинство, как видно - завсегдатаи, радостно встречаются, возбужденно общаются. Приятно. Перед спектаклем в зале режиссер этой премьеры, Роман Степенский, приветствовал зрителей в зале; молодой, шумный, возбужденный, преувеличенно бодро общался и шутил, мило волновался. Мандражировал, но держался молодцом.

Blog post image

Вообще, еще до начала спектакля возникло теплое ощущение домашнести. Небольшие штрихи показали мне старый театр с молодым лицом, театр со своими милыми традициями, театр - как дом, где люди живут, а не работают - черта, во многом утраченная центральными столичными театрами. Даже то, что спектакль предварили музыкальными и поэтическими выступлениями, задававшими атмосферу - даже эта черта характеризует этот театр. Туда хочется вернуться.

Собственно о постановке. Ну, вы меня знаете. Я, разумеется, всегда иду на такие мероприятия в смокинговых доспехах, до зубов вооруженный сарказмом, язвительными критическими заготовками и предвкушением стеба над малейшими промахами. Шучу, конечно. Или не шучу. В данном случае я сразу не ждал чего-то сильно хорошего, просто хотел оценить местный уровень и убить время.

Через 5 минут после начала спектакля всю эту наносную  желчь и снобскую спесь у меня как рукой сняло. Я смотрел на сцену и боялся моргать. Через полчаса я моргал постоянно - потому что спектакль выдавливал у меня слезы неудержимого смеха и невероятной грусти. Я не думаю, что в полном зале был хоть один человек, который не хохотал как ребенок, и кого не душили слезы в трогательных местах.

Blog post image

Спектакль - потрясает. Три с половиной часа выпали из жизни. ТАКИХ сильных эмоций я не испытывал очень и очень давно. Произведение цельно настолько, насколько может быть, и публика зале абсолютно вовлечена в происходящее на сцене. Я попытался спросить себя - за счет чего и как они добились такого эффекта?

Постановка/режиссура: Как я сказал - это работа Романа Степенского - еще довольно молодого режиссера. Одна из лучших театральных режиссур, которые я видел. Ни одного проходного момента, ни одной минуты бессмысленного стояния/хождения/разговора/пустоты. Я не берусь судить об оригинальности всех режиссерских ходов, но все его находки и приемы смотрелись весьма органично. Особо хочется отметить сценографию, ее гибкость, динамику и, не побоюсь этого слова - особую вдохновенность. Отмечу несколько нюансов:

Декорации меняются на глазах у зрителя, причем это делают сами актеры. Ну конечно, не тупо приносят-уносят-задвигают. Смена декораций становится частью действия, неким этюдом, каждый раз новым. Роскошный режиссёрский ход. Чего стоил только один выход судей, когда дом Мюнхгаузена превращался в залу суда.

Blog post image

Мизансцены - все органично. Никакой толкотни. К тому же режиссер активно использовал пространство зала, герои и их окружение постоянно выходили в зал, народ в сцене суда сидел в первом ряду партера и т. д. Весь спектакль начался весьма неожиданно - где-то в глубине зала внезапно вспыхнул безобразный скандал - казалось, тетки дерутся за свои места, и уже через несколько секунд этот клубок дерущихся и визжащих людей выкатился на сцену, к вящему облегчению зрителей.

Апелляции к современности: постоянное обыгрывание моментов, современных нам, зрителям, особенно устькаменогорцам: "пошел это я значит в акима... в магистрат!", "В нашей стране дороги ремонтируют в дождь (явный намек на набережную Славского, раскопанную четвертый месяц), а по ночам идет дым" (ну тут и намеков не надо).

Декорации - становятся частью действия. Например лес - занавес, на котором изображен лес, многократно разрезанный вдоль, как жалюзи. Ну натурально, ребята, лес. Они в нем прячутся, охотятся,  ходят по нему. Понятно, что если ружья висят на стене - то они должны обязательно выстрелить, а если шпаги висят на боку- то ими обязательно фехтуют. Но голова медведя, висящая на стене охотничьим трофеем - превращается в настоящего медведя: он просто высовывает эту голову из рамы - все это время он был с обратной стороны стены. Медведь становится одним из героев, ходит с цыганами, ворует жареную утку, живёт, словом.

Blog post image

Использование песочной анимации в финальном диалоге и финальном занавесе - это было так щемяще-романтично, так трогательно, так уместно и так совершенно дополняло образы... Женщины в зале плакали. Я тоже, ладно уж.

Единственный вопрос, который возник у меня во время спектакля - а где же Герцог? Почему режиссер купировал все сцены с Герцогом? (конечно, в старом фильме запоминается эта яркая роль Броневого).  Дома обратился к первоисточнику - похоже, что в пьесе Герцога и не было, и дописали его специально для сценария фильма. Надо прочитать пьесу и внести ясность в этот вопрос.

Blog post image

Можно много еще перечислять, но лучше - сходить и посмотреть. Давайте скажу пару слов об актерах.

Если вы ждете моего постоянного сарказма и желчи - то и здесь вы их не получите. В устькаменогорском театре прекрасная труппа. Сыграна до состояния идеальной семьи, семьи, которых не бывает в жизни - потому что все равно кто-то постарается вылезти. Ни одной, даже самой маленькой, проходной и незначительной роли мы не увидели. Каждый актер был на своем месте, даже в самых маленьких камео. Из таковых хочу отметить женщину аппетитных форм с банником в сцене войны с Англией и белокурую красотку, которая в руках Рамкопфа (Игорь Снегирёв) изображает жену барона в сцене суда.

Все актеры большие молодцы. Не было не то, что откровенной лажи или бездарности - я не увидел даже просто слабой игры, что, согласитесь, невероятно для большого коллектива. Но особенно, особенно, мне хочется отметить умопомрачительную, хлёсткую и блистательную игру нескольких актеров. Конечно, весь вечер блистал Сергей Астраханцев в роли Бургомистра, друга барона Мюнхгаузена. В его тексте - огромное количество реплик, давно разобранных на цитаты. И каждой реплике он придавал неповторимый характер, пройти мимо них и не задуматься было невозможно, зрители буквально спотыкались о них. Блестящая игра.

Blog post image

Невероятно порадовал меня Олег Маципуло в роли второго судьи. Классика, комедийный персонаж, как-будто сошедший с классической испанской сцены 17 века! Ужимки, действия этого персонажа заставляли меня хохотать до слез!

Фельдфебель (Андрей Воронин) - это просто украшение спектакля. Огромный детина, настоящий фельдфебель. Сцена эха - жемчужина. Артиста наградили аплодисментами, и даже исполнитель главной роли, замечательный Евгений Пятов аплодировал вместе с залом. В этом месте я уже не смеялся. Я визжал и хрюкал.

Евгений Пятов, исполнитель роли барона Мюнхгаузена, в начале спектакля, в первых картинах - не показался мне. Я чувствовал какую-то неуверенность, скованность. Однако во втором акте, когда он снял хрестоматийные и нелепые парик и усы "а-ля барон Мюнхгаузен" - он как будто снял маску. Остроумие, сарказм, мудрость, уверенность в собственной правоте - все это актер источал щедрыми сердцем и рукой прямо со сцены в зал.

Я не совсем понял, зачем актера подзвучивали - было видно микрофон на правом плече, и его было очень слышно, иногда неприятно, когда актер поворачивался подбородком направо. Ну, наверное, так надо. Нужно просто отстроить звук.

Повторюсь, ни одного проходного или слабого актера. Все на своих местах, все справились блестяще. Сцены с Пастором (Сергей Засорин), Якобиной (Варвара Пак), Феофилом (Михаил Иванов), Томасом (Владимир Муравицкий), - это блистательные, незабываемые сцены. Все и каждый актеры танцуют, поют, участвуют в действии. Очень много музыкальных, вокальных и танцевальных этюдов и сцен, в которых принимала участие вся труппа.

Замечательный, цельный, очень смешной и невероятно мудрый спектакль. Я с огромным удовольствием беру на себя честь рекомендовать этот спектакль к неоднократному просмотру как устькаменогорцам, так и гостям города, если выпадет такая возможность. Рекомендую сходить даже людям, совершенно далёким от искусства. Спектакль не оставит равнодушным никого, и это не просто факт - это больше: так оно и есть на самом деле. Надеюсь, убедил вас, ибо ваш Beethoven славен не тем, что он летал или не летал, а тем, что он никогда не врёт.

 
 
 

PS: Иллюстрации к посту как всегда украдены в интернете, но с благой целью. фото со спектакля нет, ибо фотать нельзя, потому набрал фот из фильма. Но это ничего, фильм почти такой же хороший, как и спектакль.

14
1906
5