Отрицательные эмоции ребенка.

АЯГОЗ 2010 M10 8
2243
1
0
0

Отрицательные эмоции ребенка. Как помочь преодолеть. Психология Отрицательные эмоции ребенка. Как помочь преодолеть. Как часто мы, взрослые, не можем описать то, что ощущаем, переживаем, не...

Отрицательные эмоции ребенка. Как помочь преодолеть.

Отрицательные эмоции ребенка. Как помочь преодолеть.

Как часто мы, взрослые, не можем описать то, что ощущаем, переживаем, не всегда способны сразу понять, чем недовольны. А что уж говорить о детях! Попробуйте упражнения, которые помогут ребёнку понимать себя и дадут вам возможность помочь ему.

•  Скажите малышу: «Прислушайся к себе. Если бы твоё настроение можно было раскрасить, то какого цвета оно бы стало? На какое животное или растение похоже твоё настроение? А какого цвета радость, печаль, тревога, страх?» Рекомедуется также вести  «дневник настроения». В нём ребёнок ежедневно (или несколько раз в день) будет рисовать своё расположение духа. Это могут быть пейзажи, рожицы, человечки – что ему больше по душе.
•  Нарисуйте контур человечка. Пусть малыш представит, что человечек радуется, пускай закрасит карандашом то место, где, по его мнению, в теле находится это ощущение. Потом так же «ощутите» оскорбление, гнев, страх, счастье, тревогу и т.д. Для каждой эмоции ребёнок должен выбрать свой цвет. Закрашивать можно и одного человечка, и нескольких (например, если радость и счастье малыш хочет «поместить» в одном месте).
• Обсудите с ребёнком способы выражения гнева. Пусть он (а заодно и вы) попробует ответить на вопросы:
1. Что тебя может разгневать?
2. Что ты делаешь, когда сердишься?
3. Что ощущаешь, когда сердишься?
4. Что бы ты сделал, дабы бы избежать неприятных ощущений в эти минуты?
5. Назови слова, которые произносят люди, когда сердятся.
6. Что ты ощущаешь, когда слышишь слова, которые тебя обижают. Что ты будешь делать при этом?
7. Какие слова для тебя самые обидные?
• Желательно записывать ответы. Потом обсудите с ребёнком, например, какие слова можно использовать, когда сердишься, а какие не следует, так как они очень резкие и неприятные.
Научиться «укрощать» гнев помогут специальные методики и упражнения.
1. Вместе с малышом кривляйтесь перед зеркалом. Изображайте различные эмоции. Обратите особое внимание на мимику разгневанного человека.
2. Нарисуйте с ребёнком запрещающий знак «СТОП» и договоритесь: как только малыш ощутит, что начинает сильно сердиться, то сразу получает этот знак и говорит «Стоп!» Вы тоже можете попробовать этот знак для овладения своим гневом. Использование данной методики нуждается в тренировке в течение нескольких дней, чтобы закрепить навык.
3. Возьмите в руки какой-либо предмет (игрушку, книгу). Задача ребёнка – уговорить вас отдать это ему. Вы отдаёте вещь, когда захотите. Игру можно усложнить: ребёнок просит только с помощью мимики, жестов, но без слов. Можно поменяться местами – вы просите ребёнка. После окончания игры обсудите, как легче просить, какие приёмы и действия повлияли на решение отдать игрушку, какие чувства вы испытывали. Это упражнение научит спокойному общению с окружающими.
4. Учите ребёнка (и себя) выражать гнев в приемлемой форме.
Объясните, что обязательно нужно обсуждать все негативные ситуации с родителями или друзьями. Научите ребёнка словесным формам выражения гнева, раздраженности («Я огорчён, меня это обидело»).
Предложите воспользоваться «чудо-вещами» для «выплёскивания» отрицательных эмоций:
- чашка (в неё можно покричать);
- таз или ванная с водой (в них можно бросать резиновые игрушки);
- листы бумаги (их можно мять, рвать, с силой бросать в мишень на стене);
- карандаши (ими можно нарисовать неприятную ситуацию, а потом закалякать или помять рисунок);
- пластилин (из него можно слепить фигурку обидчика, а потом смять её или переделать);
- подушка (её можно бросать, бить, футболить). Выделите для этих целей отдельную подушку. Назовите её, например, Бу-Бу. Пришейте ей глазки, ротик. Не следует использовать мягкие игрушки или куклы, а вот боксёрская груша подойдёт.
Всеми этими «чудо-вещами» могут пользоваться и взрослые!!!
5. Средство «быстрой разрядки». Если видите, что ребёнок слишком возбуждён, то попросите его быстро побегать, попрыгать или спеть песенку (очень громко).
6. Игра «Обзывалки». Чтобы исключить из ежедневного общения обидные слова, обзывайтесь! Бросая друг другу мяч или клубок, обзывайтесь безобидными словами. Это могут быть названия фруктов, цветов, овощей. Например: «Ты – одуванчик!», «А ты – арбуз!» И так до тех пор, пока хватит слов. Чем полезна такая игра? Если вы рассердитесь на малыша, захотите его «проучить», вспомните весёлые «обзывалки», возможно, даже назовите малыша, ему не будет обидно, а вы получите эмоциональную разрядку. Когда, имея навык такой игры, малыш назовёт своего обидчика «огурцом», вам, несомненно, это поднимет настроение.
Учите ребёнка управлять своими эмоциями (с 5 лет).
•  Можно сильно сжать кулачки, напрячь мышцы рук, потом постепенно расслабить, «отпуская» отрицательные эмоции.
•  Можно вообразить себя львом! «Он красив, спокоен, уверен в своих силах, голова гордо поднята. Его зовут так же, как и тебя (ребёнка), у него твои глаза, тело. Ты – лев!»
•  Сильно надавить пятками на пол, всё тело, руки, ноги напряжены; зубы крепко стиснуты. «Ты – могучее дерево, очень крепкое, у тебя сильные корни, которые прорастает глубоко в землю, тебе никто не страшен. Ты уверен в себе».
•  Если ребёнок начинает сердиться, попросите его сделать несколько медленных вдохов-выдохов или сосчитать до 5 или 10.
Как и детям, так и взрослым очень вредно загонять эмоции вглубь, стараться их спрятать. Последствия таких действий – болезни сердца, неврозы, повышенное давление плюс непонимание окружающих, высокая раздражительность, агрессивность, проблемы в общении. Поэтому научите ребёнка и научитесь сами проявлять свои эмоции, «выплёскивать» их без вреда для окружающих. Эмоциональная разгрузка необходима для сохранения здоровья (физического и психического), а  умение рассказать о своих проблемах поможет наладить отношения с окружающими, понять самого себя и других.

Оцените пост

0
Дальше