Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
16
02:06, 05 октября 2017

Арман Абдуллаханов: «У нас ценят нефть, металлы и камушки, а не человеческий капитал»

Как мастер спорта по борьбе, отец трех сыновей воспитывает из них победителей международных олимпиад?

Мы встретились с Арманом возле памятнику Абая и, наверное, это было символично, именно Абай как никто, ратовал за образование казахского народа. На встречу Арман приехал на велосипеде, сказал, что у нас всего час времени. У него жесткое расписание – надо забрать младшего сына с занятий, успеть приготовить обед и двигаться по расписанию секций сыновей дальше. Расписание действительно жесткое. К примеру, его старший сын с малых лет посещал до 12 различных кружков и секций, помимо учебы в школе. Результат не заставил себя ждать – в этом году старший сын взял «золото» на международной олимпиаде по физике, с серьезными ученными ведет совместную научную работу по математике и готовиться к поступлению в Гарвард.

Blog post image

Но обо всем по порядку…

 

- Арман, расскажите немного о себе и как вы приняли решение самостоятельно заняться воспитанием своих детей?

- Я юрист по образованию, работал в одной из ведущих юридических компаний, но в какой то момент понял, что юрист может стать только старшим юристом, а менеджер даже президентом (смеется – прим.автора). Поэтому в качестве управленца начал развивать бизнес-проекты, в том числе вне Казахстана. Вернулся в Алматы по личным обстоятельствам.

Я верующий человек и руководствуюсь тем, что говорил Пророк: самое лучшее наследство, которое отец может оставить своему сыну – это воспитание. Не деньги, не машины, не что-то другое, а именно воспитание. Каждому Всевышний дает таланты и нам просто важно найти какие таланты скрыты в наших детях и сделать все, чтобы помочь их развить и раскрыться. К примеру, я мастер спорта международного класса по греко-римской борьбе, в свое время был двукратным чемпионом Казахстана среди юношей, был в юношеской сборной Казахстана, участвовал на международных соревнованиях, в том числе и на чемпионате мира. И зная свой уровень, смотря ретроспективой, я понимаю, что мог бы сделать в спорте хорошую карьеру на мировом уровне, но из-за различных обстоятельств ушел из спорта, чтобы получить «настоящую работу», по мнению своей семьи.

Мы расстались с супругой и по обоюдному решению воспитанием троих сыновей занимаюсь я.

 

- Мягко сказать, необычная ситуация…

- Стоп. Я не забрал детей! Если бы были дочери, то они остались бы с супругой, а я был бы воскресным папой, как многие вокруг. Но поскольку это сыновья, то им после определенного возраста однозначно нужно отцовское воспитание. Слава Богу моя бывшая супруга очень умная женщина и с пониманием относится к этому.

 

- Почему вы такое внимание придаете воспитанию, в то время как многие родители сейчас отдают эту функцию «в аутсорс» школе?

- Школьное образование досталось нам от советской власти. В те времена было такое условное распределение функций: школа отвечала за образование, а родители за воспитание. А для меня это нонсенс. Получается, школа учит формулам, а «что такое хорошо и что такое плохо» нет? Если мы посмотрим на развитые страны и на учебные заведения, то увидим, что именно в школах в молодое поколение закладывается определенная культура, ценности, навыки и воспитание вместе со знаниями, а не отдельно.

 

В идеале в наших школах должны прививаться определенные человеческие ценности, культура, которая будет культивировать творить добро, благое, любознательость, усердие и трудолюбие, стремление к развитию, понимание ценности каждого человека и командной работы.

 

Я полностью и глубоко убежден, в наше динамически развивающееся время, когда подавляющее большинство родителей озабочены тем, как заработать на хлеб насущный и приходят с работы вечером, как выжатый лимон, а иногда и даже ночью, когда детское время давно «уже спать», спрашивается - просто по времени, когда успевать воспитывать? Учитывая, что дети больше времени проводят вне дома в школе, кружках, секциях,   думаю именно школа, кружки и секции фактически и выполняют функции и образования и воспитания. Следовательно есть смысл на основе системного подхода сделать эту работу более эффективной.

 

- Расскажите о своем подходе к образованию и воспитанию своих детей подробнее…

- Если говорить об образовательной части, то я заметил, что в Алматы как, наверное, и во всех городах Казахстана, есть сильные лингвистические школы, есть школы с глубоким изучением физико-математического направления, есть легендарные спортивные школы. Но затем, что мы получаем? Выпускник физмата не совсем хорошо знает иностранные языки, и наоборот, а про физическое состояние и здоровье не приходиться и говорить. Я пришел к выводу, что современное общество, рынок труда и реальность требуют от ребенка не однобокого, а разностороннего развития. И самое интересное, что практически все дети способны разносторонне развиваться. Именно поэтому я начал экспериментировать со своим старшим сыном, в разностороннем его развитии и кажется, это получилось.

 

В этом году он взял «золото» на мировой олимпиаде по физике, после неоднократных успешных выступлений на многочисленных олимпиадах, где он соревновался с сильнейшими конкурентами. Но это все начиналось с того, что с детства я начал водить его на различные кружки во «Дворец школьников» по шахматам – к Кулаковой Веронике Ярославовне и Каталымову Борису Николаевичу, по английскому языку - к Римашевской Татьяне Васильевне, по плаванию - к Саламатову Нурлану Жексембаевичу; на футбол в ЦСКА – к Фомину Владимиру Сергеевичу, на борьбу – к Серикову Тимуру Шамильевичу, на испанский язык – к Кристиану Пабло Ламберти, на резьбу по дереву и многое другое.  Хочу отметить, что эти тренера, в первую очередь очень хорошие педагоги, которые через свой спорт, через свои занятия воспитывают детей, прививая им нужные полезные качества, навыки, умения.

Я уверен, что в каждой школе следует открывать кружки, в которых дети могут заниматься дополнительно по желанию, и через которые они смогут разносторонне развиваться.

День ребенка должен быть заполнен интеллектуальной, духовной и физической нагрузкой. Я не ученый, но по наблюдениям за своими детьми я заметил, что такие занятия как плавание, рисование или вокал очень хорошо снимают стресс от учебы или нагрузок. Здесь важно правильно построить расписание занятий, комбинировать различные секции и кружки. Есть много переменных, которые необходимо менять в зависимости от самого ребенка. И очень важно выбирать правильных педагогов и тренеров спортивных секций, они – ключевой фактор выбора.

 

- Ваша идея по развитию образования заключается в том, чтобы в каждой школе открыть бутиковый «Дворец Школьников» с различными кружками и занятиями?

 

- Да. При школах следует создать кружки, секции, позволяющие индивидуально для каждого ребенка формировать программу развития его талантов. Мы, как общество должны создать все условия для того, чтобы нашим детям было проще и легче учиться, получить доступ к правильным навыкам, к нужным кружкам, к спортивной инфраструктуре.

Например, для младших классов организовать кружки по вокалу, рисованию, лепке, английскому и казахскому языкам в игровой манере, шахматы, по легкой атлетике, гимнастике, акробатике, гандболу; для средних классов, если понравилось и получается, ребенок может продолжать заниматься в тех же кружках, что и в младших классах, но вместе с тем для желающих добавить музыкальные инструменты, работу по дереву, робототехнику, футбол, борьбу; для старших классов «включить» программирование, баскетбол, волейбол, тяжелую атлетика.

 

В принципе, если провести анализ на предмет того, какие виды спорта не сильно затраты в организации кружков, учесть какой инфраструктурой обладает каждая школа и подойти к этому вопросу системно, я думаю мы как общество сможем создать условия при школах для наших детей, ведь согласитесь не везде мы можем построить «Дворцы школьников», не каждый живет рядом с «Дворцом школьников» и не у каждого есть возможность туда ездить. Таким образом, есть смысл создать для детей систему шаговой доступности кружков и секции для более эффективного использования имеющейся инфраструктуры, строительство же будущих школ запланировать уже исходя из современных требований по планировке, нагрузке и др.

Вы просто посмотрите, в Алматы более 200 школ, 4 месяца в году вся школьная инфраструктура закрыта на каникулы. А это ведь 200 футбольных, баскетбольных полей, 200 актовых залов, более 4 тысяч кабинетов просто-напросто пустуют в то время, как самим детям просто негде играть в заполненных машинами дворах. При этом все родители школьников возят их по всему городу на курсы английского, робототехнику и спортивные секции.

Просто задумайтесь! 200 футбольных полей и спортивных залов, более 4 тысяч школьных кабинетов пустует 4-4,5 месяца в году! И никто из учеников не может просто так зайти и поиграть в футбол. Почему? Разве эта инфраструктура не для детей, не для людей?

 

- Как вы думаете можно ли сделать школьную инфраструктуру во-первых, более доступной, во-вторых, наполнить учебным контентом более системно?

- Как человек с приличным опытом управленца могу сказать – исходя из сегодняшнего положения дел можно сделать очень многое, было бы желание. Возьмите карту города Алматы, на ней следует выделить, классифицировать все школы и определить в каких из них будут развиваться базовые виды спорта, какие секции и кружки. У каждой школы своя инфраструктура и свой радиус охвата населения. В зависимости от плотности населения в том или ином месте, особенностей инфраструктуры и др. будет понятно, где футбол, баскетбол, гандбол или индивидуальные виды спорта, легкая атлетика, гимнастика, борьба и т.д.

Я сам мастер спорта международного класса и я не хочу с собой в могилу уносить свой опыт, я бы с удовольствием возился бы с ребятами, передавал бы навыки. Будет возможность, я бы с удовольствием вел бы кружок борьбы в школе шаговой доступности, я уверен, что я не одинок в этом, и даже если кто-то не может вести кружок, то я уверен они бы с удовольствием приходили бы и передавали опыт, как спарринг-партнеры, вечерами после работы.

У меня есть мечта создать школу, где дети смогут разносторонне и гармонично развиваться, не надо придумывать велосипед - в истории тому много примеров, один Платон чего стоит. Помимо того, что он был философом, внесшим вклад в общечеловеческое развитие, он также был очень сильным борцом. Что нам мешает создать условия для наших детей, чтобы у нас появлялись свои Архимеды и Пифагоры, Аристотели и Аль-Фараби, Ибн Сины и Аль Хорезми, Ньютоны и Эйнштейны. Но вместе с тем, я отдаю себе отчет в том, что в одну школу всех не уместить, поэтому, думаю со временем создав школу, масштабировать ее опыт в школы города, страны.

В настоящее время думаю акиматам, департаментам образования, департаментам физической культуры и школам нужно провести работу по эффективному использованию имеющихся ресурсов.

Скажите, кто из казахстанцев или казахов находится сейчас на острие научного прогресса в мире? Может есть, но единицы. Вопрос в том, что ниоткуда такие люди не возникают, нужна атмосфера для того, чтобы появился Эйнштейн, нужна среда: педагоги, литература, кружки, какая то конкуренция и т.д.

 

И задача нашего общества, нашего поколения создать такие условия для наших детей.

- Какая на ваш взгляд основная проблема в управлении образованием?

- Меня злость берет просто из-за того, что зачастую правит бал некомпетентность и безответственность. Простой пример. Как-то в отчетности бюджета города я увидел, что на поддержание ГОЛЬФА выделяются миллионы тенге!!! Спрашивается - кто-то же этому решению дал инициативу, кто-то поддержал, кто-то согласовал и кто-то принял. Я понимаю, когда поддерживают такие базовые виды спорта, как легкая атлетика, гимнастика, ну пусть борьба - это ведь не дорогие виды спорта, такие игровые виды спорта, как гандбол, футбол, баскетбол и др., но не гольф ведь!

 

А то ведь потом мы говорим в бюджете нет денег. У нас просто неправильно распределяются ресурсы, проблема в том, что зачастую управление ведется теми, кто посажен на место как свой, если бы был лояльный и компетентный, но увы - как правило, только лояльный, решения принимаются кулуарно и отсюда управление с перекосами, так как свой, зачастую не несет ответственности за принятые решения… Наши беды не от недостатка денег (ресурсов), а от того, как мы ими управляем.

Мы ценим нефть, металлы, какие –то камушки, но не ценим людей. Давайте вкладывать в человеческий капитал, в разы ведь больше отдача. Простой пример. Мой друг – учился в Гарварде, работал в ведущем мировом инвестиционном банке, приехал обратно, хотел поработать. Не нашел работу. Сейчас в Сингапуре. Другой друг – один из тех, кто участвовал в создании и успешной реализации проектов на международной арене с нуля и до продажи в телекоме и банкинге. Отучился в Сингапуре, в одном из сильнейших университетов мира. Год не мог найти работу в Казахстане.

Мы не ценим своих кадров. Воевать с системой не хочется, спорить тоже. И тот факт, что люди сейчас уезжают – это ведь своего рода пассивный протест против системы.

Я понимаю, что «теплые места для своих» были всегда, это было и в Советское время и даже в далеком прошлом, как это было наглядно показано в фильме «Спартак», где командовать легионом поставили некомпетентного, но своего какого-то зятька. Но ведь во все времена понимали, что рядом с таким «блатным» должен быть тот, который реально работу делает, нужен пахарь,  который как говорится работает за себя и за того парня. И как правило все всегда знали, кто есть кто, «блатной» исполнял свою роль, а пахарь свою.

Но то, что сейчас мы видим, как все работает, показывает, что «пахарям», увы, места не находится, а «блатные»работу не тянут.  И не оттого ли  у нас дома целиком падают, мосты рушатся, дамбы не выдерживают? Но самое страшное даже не это, последствия неправильного управления в области воспитания и образования – это мина замедленного действия, последствия  даже страшно представить.

В нашей новейшей истории мы уже видели последствия упущений, в том числе и в лихие девяностые, сколько подростков и молодежи преждевременно ушло из-за алкоголизма, наркомании, игорных вещей, преступности и др. Сколькими человеческими жизнями и исковерканными судьбами заплатило наше общество. В настоящее время, узнавая новости о стрелках, самосожжениях, наших ребятах-наемниках  с одной стороны и о выходках золотой молодежи, сопровождающихся человеческими жертвами с другой, мы должны себе отдавать отчет в том, что человек и социум крайне инертны и в случае, если мы не займем детей общественно-полезными делами, не предоставим возможностей разностороннего развития,  последствия упущений и ошибок в этой сфере нам могут аукнутся гораздо позже и очень большой амплитудой так, что дома, мосты и дамбы нам покажутся просто детской игрой …

И если вы узнаете расписание желающих из Казахстана сдать экзамены SAT (для поступления в американские учебные заведения), то не поверите… на октябрь, декабрь, и даже  март, май, июнь будущего года уже нет свободных мест! Я конечно не исключаю, что какая часть из них хочет поступить в Назарбаев университет, но в любом случае пусть косвенно - это ведь показатель желающих уехать за рубеж, заставляет задуматься, ведь эти экзамены не всем по плечу, т.е. желают уехать ведь образованные, умные. И в этом беда.

На сегодняшний день сыну, как медалисту олимпиаднику уже предложили грант некоторые университеты Казахстана, он же грезит Гарвардом, MIТ, Принстоном. Я как-то спросил у сына почему, на что получил ответ: «потому что там ведь преподают Нобелевские лауреаты, лауреаты премии Филдса и Абеля. А для того, чтобы сделать прорыв в науке, как известно вначале надо подняться на плечи гигантов».

Нам надо создавать условия, чтобы прорыв был здесь, в Казахстане, чтобы если уж к нам не едут, ну хотя бы, чтобы наши не уезжали и тем более в таких масштабах.

И вот сейчас, когда мы только отметили день учителя, думаю особо актуально заострить внимание на проблеме того, что зачастую администрации школ, учреждений дополнительного образования педагога в ни во что не ставят, хотя по хорошему администрациям следует создавать все условия для педагогов, ведь педагоги по большому счету настоящие бойцы невидимого фронта за сердца и умы наших детей в войне света знания против тьмы невежества, и от того какие условия будут у наших педагогов во многом зависит выиграют ли они, и вместе с ними мы и наши дети.

 

- Арман, поделитесь личным опытом, какие советы вы бы дали родителям, которые хотят реально заниматься образованием своих детей, и в целом ставят перед ними большие цели?

- В армии есть выражение – солдат не должен бездельничать. Если ребенка оставить на 5 минут, то он займется всем, чем не нужно. Если суммировать, то наверное, я бы дал такие советы:

 

1)         Заранее вести подготовку. Победа любит старание. Если цель есть, нужно готовиться, чудеса конечно бывают, но думаю удача любит подготовленных. Любая подготовка требует дисциплины, без дисциплины ничего не получится и любой результат будет непостоянным. Нужно учить детей трудиться. Да, это нудно, да, часто не весело, но надо.

 

2)         Английский. Знать этот язык – приоритет для образования. Без знания английского мы обрекаем своих детей на сложности в будущем.

 

3)         Внимание. У детей тоже часто случаются спады, дисциплина важна, но она должна быть чуткой. Если видите, что ребенок устал или грустный, то выключите из расписания дополнительные нагрузки или тренировки, и он быстро восстанавливается. Любое наращивание нагрузки должно быть постепенным.

 

4)         Выбирайте учителя, школу и тренеров. Нужно искать лучших педагогов, которые действительно заботятся о ребенке, а не просто стараются достичь результатов любой ценой.

 

5) С детства приучать детей в тайм-менеджементу, время - это тоже ресурс, причем безвозвратный, следует приучать наших детей бережно относиться ко времени, чтобы наши дети учились эффективно его использовать.

 

16