Прикоснуться к потустороннему... / «Прикосновение» (1992 г.)

Тимур Махмуд 2017 M09 13
270
1
3
0

Нельзя сказать, что после развала СССР российский кинематограф прекратил своё существование. В определённой степени развал державы дал некоторые новые возможности для тех, кто хотел выйти за рамки...

Нельзя сказать, что после развала СССР российский кинематограф прекратил своё существование. В определённой степени развал державы дал некоторые новые возможности для тех, кто хотел выйти за рамки дозволенного государством. Так в 90-х начали появляться кинокартины, в которых создатели могли насладиться творческой свободой, но при этом, конечно, в границах имеющегося бюджета — а с ним дела были плохи в большинстве случаев.

Именно в таких условиях Альбертом Мкртчяном был снят фильм "Прикосновение", который нельзя отнести к какому-либо единственному жанру, так как в нём, на мой взгляд, присутствуют как элементы мистики, триллера и ужаса, так и драмы и детектива, а также где-то на просторах сети я встречал мнение о том, что это арт-хаус. Но не так важен жанр, важно то, какой эффект этот фильм производит.

Итак, всё начинается в одной из простых московских квартир, в которой живёт Ольга Мальцева и её маленький сын Коля. Пожилая женщина находит два трупа: девушки и её сына, причём всё говорит о том, что девушка сначала подушкой задушила мальчика, а затем перерезала себе вены.

Расследовать это дело поручают Андрею Крутицкому, который во время допроса любовника Ольги узнаёт странную вещь: мужчина утверждает, что к ней в квартиру часто наведывался её отец, Николай Ильич, который и склонял девушку к самоубийству. Всё бы ничего, да отец-то погиб более десятка лет назад во время аварии на химическом заводе. То есть выходит, что призрак отца принудил Ольгу убить ребёнка и покончить с собой. Следователь скептически относится к полученной информации, но почти сразу после дачи показаний любовник погибшей девушки тоже совершает самоубийство.

Андрей решает продолжить опрос всех близких людей умершей и отправляется на похороны, где он знакомится с Мариной, родной сестрой Ольги, которая во время недолгого разговора заявляет о том, что отец теперь является и к ней... История продолжает развиваться, и выясняются всё новые обстоятельства, которые никак не назвать обыденными.

Что было дальше, можно узнать, посмотрев фильм, а я немного уделю внимания атмосфере фильма, обойти которую стороной никак не получится, потому что именно атмосфера, угнетающая и давящая прозрачным, но при этом повсеместным, присутствием безысходности и уныния, делает фильм особенным и выделяет из ряда остальных. Вид и обстановка помещений, в которых были сняты многие сцены, также добавляют выразительности всему, что происходит на экране. Ну, и ограниченность бюджета, вероятно, тоже отразилась на конечном продукте. В совокупности с сюжетом и музыкальным сопровождением всё это создаёт очень колоритную мрачную и напряжённую картину. А чего стоит портрет мёртвого отца главной героини — этот тяжёлый взгляд нагоняет жути так, будто в нём и вправду таится что-то потусторонне-угрожающее. Кстати, хочу заметить, что актёр, "сыгравший" отца, Михаила Ильича, вовсе и не участвует ни в одной сцене на протяжении всего фильма — везде фигурирует только его фото: на стене и на надгробном камне. Но это не умаляет его значения в сюжете, поэтому совершенно заслуженно в титрах указано имя актёра Андрея Дударенко.

Фильм оставил после просмотра некоторый осадок, такое тяжёленькое ощущение, как будто благодаря "Прикосновению" мы действительно можем соприкоснуться с чем-то потусторонним. Хотя в данном случае, это, наверное, зависит от впечатлительности зрителя, ведь некоторым просмотревшим лента показалась достаточно нудной (при первом просмотре и я немного скучал, но после второго получил дозу ярких впечатлений). Так что есть вероятность, что для полноты ощущений необходимо и самому быть готовым к созерцанию всего этого мистического действа.

Попробуй в один из осенних пасмурных вечеров, когда небо особенно затянуто тучами, которые плотно глушат свечение звёзд, как сумасшедшая мать душит своего ребёнка подушкой. И пусть в комнате единственным источником света будет экран телевизора или монитор компьютера, откуда на тебя будет глядеть изображение Николая Ильича Мальцева, погибшего много лет назад...

 

Профэссор Бредов, 2017 г.

Оцените пост

3

Комментарии

1
Даа, это самый неприятный фильм ужасов, который я видела. Верно подмечено про атмосферу безысходности и уныния. До сих пор, как вспомню, так вздрогну
Показать комментарии