Путь «Протона»

Олег Ахметов 2017 M09 11
35
0
1
0

Сегодняшний запуск стал 101-м для модификации тяжелой ракеты-носителя «Протон-М» и 415-м для всего семейства «Протон». «Протон-М» в 69-й раз использовалась для коммерческого запуска, а вся линейка...

Сегодняшний запуск стал 101-м для модификации тяжелой ракеты-носителя «Протон-М» и 415-м для всего семейства «Протон». «Протон-М» в 69-й раз использовалась для коммерческого запуска, а вся линейка «Протонов» - в 100-й раз. В рамках контрактов компании ILS, имеющей эксклюзивное право на маркетинг «Протонов», запуск 11 сентября стал 95-м в истории.
Из проведенных 101 запуска ракеты-носителя «Протон М»- 91 был успешным, пять аварийными и пять нештатными (когда по вине разгонного блока «Бриз-М» спутники выводились на нерасчетные орбиты). Из них 69 проведено по коммерческим программам (63 успешных, два аварийных, три нештатных).

По классификации «Протон-М» - одноразовая трехступенчатая ракета-носитель тяжелого класса космического назначения. Принадлежит к семейству ракет «Протон», который начал свою историю еще в начале 1960-х годов в конструкторском бюро под руководством академика Владимира Челомея. Первая ракета этого семейства именовалась УР-500. Впервые стартовала 16 июля 1965 года. В качестве полезной нагрузки на борту ракеты находился спутник под названием «Протон». Который и дал название всему семейству тяжелых носителей.
Ракета-носитель «Протон» предназначена для выведения в космос различных космических аппаратов, в том числе межпланетных автоматических станций, навигационных, военных, коммерческих спутников.
Разработчик и изготовитель ракеты «Протон М» - Государственный космический научно-производственный центр им. М. В. Хруничева (ГКНПЦ, Москва).
Длина ракеты - 56,2 м, максимальный диаметр - 7,4 м, стартовая масса - около 705 т. Применяемый в настоящее время головной обтекатель имеет длину 15,3 м и диаметр 4 м.
В первой ступени используются шесть жидкостных ракетных двигателей РД-276, которые были разработаны НПО «Энергомаш» им. академика Глушко (Химки, Московская область). В настоящее время РД-276 серийно производятся пермским ПАО «Протон-ПМ». Работу второй и третьей ступеней обеспечивают жидкостные двигатели разработки Конструкторского бюро химавтоматики (КБХА, Воронеж), изготовитель - Воронежский механический завод (филиал ГКНПЦ). На второй ступени установлено три РД-0210 и один РД-0211, на третьей - двигательный блок РД-0212 (состоит из основного двигателя РД-0213 и рулевого РД-0214). Во всех двигателях используется токсичное топливо гептил.
Дополнительно на ракете могут применяться разгонные блоки «Бриз-М» и КВРБ (кислородно-водородный разгонный блок) разработки ГКНПЦ, а также блок типа ДМ Ракетно- космической корпорации «Энергия им. Королева (г. Королев, Московская обл.).
Максимальная грузоподъемность «Протона-М» составляет 22,4 т (на низкую опорную орбиту). В сочетании с блоком "Бриз-М" ракета может выводить полезную нагрузку весом более 6 т на геопереходную орбиту и до 3,7 т - на геостационарную.
«Протону-М» предшествовала модификация «Протон-К», которая эксплуатировалась в 1967-2012 годах. Ракеты-носители этого семейства использовались для запусков всех советских/ российских орбитальных станций - первой в мире долговременной станции «Салют» (1971 год) и последующих шести одноименных станций (1973-1982 годах), модулей комплекса «Мир» (находился на околоземной орбите в 1986-2001 годах), а также российских модулей Международной космической станции. С помощью «Протонов» в космос запускались различные научные, военные и гражданские космические аппараты, автоматические станции для исследования Луны, Марса, Венеры, кометы Галлея.
Но летать «Протону» осталось недолго - ракеты "Протон-М" планируется использовать для запусков предположительно лишь до 2025 года. На начало июня 2017 года Центр Хруничева имел восемь действующих контрактов на 15 коммерческих запусков «Протонов» до 2023 года. А впоследствии этот космический носитель может заменить разработанная ГКНПЦ тяжелая ракета «Ангара-5» (единственный испытательный запуск проведен в 2014 году), работающая на менее опасном топливе на основе керосина.
Правда, в сентябре 2016 года Космический центр Хруничева объявил о создании двух дополнительных модификаций на базе тяжелого «Протона-М»: ракет среднего («Протон средний») и легкого («Протон легкий») классов. Новые модификации будут стартовать в связке с блоком «Бриз- М». Они предназначены исключительно для коммерческих запусков (в рамках контрактов ILS). Первый запуск средней версии может состояться уже в 2018 году, легкой - после 2020 г. Кроме того, с 2020 года на «Протонах» планируется применять увеличенный головной обтекатель длиной 16,25 м и диаметром 5,1 м, который позволит запускать крупногабаритные спутники.

По материалам ТАСС
Фото Роскосмос

Оцените пост

1