18 сентября в 19.00 в ГАТОБ им. Абая состоится большой вечер балета театра Булата Аюханова.
В программе - одноактные балеты: «Скифы. Южная ночь», «Сон Маргариты» и «Кармен Сюита».
Мне удалось увидеть эти замечательные спектакли еще весной этого года, и я бы хотела поделиться с вами своими впечатлениями.
Несомненным шедевром театра Аюханова я считаю балет «Кармен Сюита» на известную музыку Ж. Бизе - Р. Щедрина.
Как вы знаете, произведение это ставилось многократно, но каждый новый постановщик старался проявить в нем свой оригинальный почерк.
Я не смогла бы найти отличия постановки Аюханова от других. Мои критерии просты - если спектакль притягивает меня, завораживает, цепляет – значит, для меня это произведение ценное и знаковое.
«Кармен» Аюханова заставила меня переживать уникальное ощущение точности и геометрической выверенности каждого жеста.
Словно я с первых минут поняла задумку автора, получила уникальный шифр к этому произведению, а потом точно знала за секунду, какое движение сейчас произойдет.
В постановке Аюханова есть такой персонаж, как Смерть.
И непонятно, с кем у Кармен бОльшая страсть - то ли с мужчиной,
то ли со Смертью.
Вообще, все работы театра Аюханова отличаются тем, что очень точечно направлены на СВОЕГО зрителя. И с этим зрителем почти сразу же создаются близкие, особенные отношения.
Понять, входите ли вы в эту категорию, можно только практически. Приходите и смотрите.
Если ощущаете, что вас зацепило, произошло что-то особенное, вы почувствовали «химию», то все - вы сразу же оказываетесь в рядах поклонников его творчества и с нетерпением ждете показов и премьер.
Все три произведения, представленные в тот день, когда я их смотрела, были совершенно разными по своему звучанию, по откликам в моем теле и душе. Если после «Кармен» было удивительное состояние ясности, четкости и минимализма (хотелось сохранить это состояние и какое-то время в нем пожить), то «Сон Маргариты», наоборот, сильно "раскачал" меня.
Интересно, что балет «Сон Маргариты» по мотивам романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в постановке Г. Камаловой на музыку И. Корнелюка интерпретирован, именно как вариация на тему сна.
Мне нравится состояние между сном и явью, на грани реальности. Когда только открываешь веки и еще понимаешь сюрреализм сна... Но через несколько секунд многомерное пространство сворачивается в трехмерное, ты осознаешь, что невозможно передать словами зыбкий мир, в котором ты только пребывал.
И тем замечательнее, что «Сон Маргариты» с этой задачей справился. Он – именно СОН, сон настоящий.
Настройтесь на него и вы почувствуете, как вас «утягивает» многомерная реальность, как вы оказываетесь в состоянии легкого транса.
Для меня этот балет был замечателен еще и тем, что во время шабаша мое тело непроизвольно двигалось, повторяя некоторые движения танцоров, словно я тоже стала участницей этого действа. Такой резонанс с балетом у меня был впервые.
Вы можете составить себе некоторое впечатление о балете по его записи:
https://www.youtube.com/watch?v=Umfr8859JZw
И, возможно, вам захочется его увидеть вживую.
Ну, и, наконец, несколько слов о балете «Скифы. Южная ночь», в котором рассказывается о замечательной истории любви нубийского раба и скифской царевны на музыку Сергея Прокофьева.
Признаюсь честно - с первого раза я этот балет не прочувствовала.
Непростая музыка Прокофьева, мало эмоций в самом спектакле - преодолеть все это, чтобы ухватить суть, было непросто.
И тем интереснее будет увидеть этот балет снова, чтобы разгадать его.
В спектаклях были заняты ведущие солисты и артисты Государственного академического театра танца Республики Казахстан: Лауреат молодежной премии «Серпер», кавалер ордена «Курмет», солист театра Ерик Оспанов, ведущая солистка театра Гульнара Камалова, лауреат международного конкурса артистов балета (Юж. Корея) Мади Касымов, Айнур Мукашева, Меруерт Макан, Алимхан Турибеков, Алимурат Салихов.
Художественный руководитель – народный артист РК, лауреат международной Сократовской премии Булат Аюханов.
Фотографии: Елена Петрова.