Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
11:36, 07 сентября 2017

О Есет-батыре...

Я люблю путешествовать, оно составляет основное занятие в моей жизни, если не считать мое увлечение все это отразить на бумаге. Только путешествия становятся одной из главных целей жизни, которая помогает забыть все огорчения. Просматривая ленту друзей в Instagram, ты начинаешь чувствовать неполноценным человеком, если в этом году ты не посетил новую страну, город, курорт и не можешь поделиться фото доказательством этого. Ведь путешествия – это свобода, необычный опыт, новые знакомства.

Но  в твоей жизни наступает период, когда приходиться сделать серьезный шаг. Вспомнить все то, что тебе ценно, важно, и самое главное сделать шаг, туда, что ты считаешь правильным. Потому что чужое мнение не дает тебе сфокусироваться, оно иногда мешает, когда надо принять важное решения всей твоей жизни. И не важно правильно ли ты решил или не правильное это твое мнение, к которому ты пришел сам. Время принятие решения это самое мучительное и трудно выполнимое, потому что после одного лишь мига, часто уже ничего невозможно возвратить. А иногда надо решить сразу одним махом, потому, что нет времени для раздумий. Потому что определенные повороты в твоей жизни сделают это за тебя, и придется идти за жизнью как за поводырем. Мучительной и тернистой дорогой….

Одним из моих решений было объездить всю Актюбинскую область, посетить все святые места моего народа и написать об этом, а со временем, если будет финансовая возможность, издать книгу.

Первым пунктом моего путешествия по историческим местам Актюбинской области  стало посещения некрополя - Абат-Байтак, относящейся к XIV – началу XX века. После первых впечатлений и ощущений от пребывания в таком уникальном месте, я решил на этом не останавливаться.

И вот в чудесную погоду, под музыку «Полёт на Меркурия», белорусского композитора, исполняющего фолк-музыку Дидюли, наш путь лежал в Бестамак. Настроение было хорошее, автомобиль мягко ехала по дороге, и мы не заметили с супругой как проехали двадцать с лишним километров. Небольшое село Бестамак стал известен  тем, что там нашел свое последнее пристанище великий сын, народный батыр казахского народа, из рода «Тама» - Есета Кокиулы. Благодарные потомки построили талантливому государственному деятелю, народному батыру, защитников родной земли – великолепный мавзолей. Сейчас данное место, едва ли не самая популярная достопримечательность Актюбинской области

Есет-батыр, почитаемый в народе, как казахский батыр и полководец. Проживавший в неспокойное для казахского народа время с 1667 по 1749 года. Происходил из племени «Тама», рода «Жетыру» Младшего Жуза. В переводе с персидского языка слово «Есет» имеет значение «достойный». Отец Есета, Коки Базаркулулы, был известным батыром, прозванным «Таймас батыр» («не отступающий»). Сам Есет-батыр с ранней молодости стал принимать участие в сражениях с джунгараскими войсками. Есет не отличался могучим телосложением, но его сила духа, бесстрашие, набожность и верность принципам вызывали уважение даже у врагов, за героизм его прозвали батыром. На него обратил внимание в одной из схваток, последний хан единого, независимого Казахского ханства Тауке-хан, и за проявленный героизм и бесстрашие юный Есет получил от него напутствие. В 1700 г. Есет-батыр становится бием подрода, в 1710 г. - главой рода «Тама», в 1722 г. - главнокомандующим союза племен «Жетыру». В победных сражениях при Тауке хане Есет-батыр возглавил войско Младшего Жуза. У Есет-батыра были дружеские отношения с ханом Абулхаиром и он неоднократно возглавлял войско правителя Младшего Жуза. В 1720-е годы Есет-батыр взял под командование 20-тысячный отряд Абулхаир хана и в 1720 - 1745 гг. отбивал атаки калмыцких и башкирских налетчиков. В 1726 - 1728 гг. находился в ставке наместника Калмыцкого ханства Цэрен-Дондука на положении аманата. Весной 1730 года в Балхашской битве, у местечка Аныракай, объединенные силы трех Жузов дали решающий отпор джунгарским захватчикам, Есет-батыр проявил себя как отличный тактик, возглавляя главные силы Младшего Жуза, он прорвал линию вражеской обороны и обратил врага в бегство.

Умер прославленный полководец в возрасте 82-х лет в 1749 году. В те времена это был невероятный возраст, тем более для воина, поэтому люди решили, что Бог наградил батыра долголетием за преданность вере и заслуги перед народом. Похоронили его на холме у села Бестамак. И это место стало святым, к его могиле шли паломники. До революции место захоронения батыра особо почиталось. Считалось, что нужно провести ночь у могилы в молитве, и тогда просьбы будут услышаны. Потом на волне борьбы с религиозными пережитками эта традиция была подзабыта.   За паломниками охотились НКВД-шники и массовая общественная организация «Союз воинствующих безбожников». Тем не менее, находились мужественные люди, которые выполняли старинный обряд, несмотря ни на что.

Могила батыра была саманной и за время глиняные блоки разрушили дождь и ветер. В 1979 году, вопреки действующей идеологии тех времен, местные жители в честь памяти великого батыра возвели надгробие из белого кирпича. Но позже было приказано снести это надгробие, в связи с паломничеством населения к месту могилы батыра.

Мы подъехали к мавзолею Есет-батыра к нему по мосту через реку Илек  и асфальтированной дороге. Я давно не был в мавзолее, и был удивлен, увидев большой дом, построенный для приема и ночлега паломников. Позже я узнал, что в  любое время дня и ночи открыты двери для всех путников.

В первую очередь мы пошли к мавзолею,  памятник батыру был с кубическим основанием и шлемовидным куполом. На западной стене сооружения стилизованное изображение батыра в полный рост, высота бюста около трех метров. Есет-батыр, как древнегреческий атлант всем своим видом показывал, что защитит своих потомков от  врагов. Мы зашли вовнутрь мавзолея, внутри сидел имам, поздоровавшись с ним, он приступил к чтению суры из Корана. Его голосом звучал умиротворяющий. Я закрыл глаза, и почувствовал, что как, будто я поднимаюсь ввысь, кружась вокруг мавзолея. В голове было, какая-то легкость, тяжесть в душе уходила. Когда имам заканчивал молитву, я открыл глаза и произнес слово: «Ауминь». Это слово, как будто расколдовала меня, от смутных мыслей и терзаний, дав направления моему будущему. Попрощавшись с имамом, я вышел обновленный человеком и устремился к машине. Идя по тропинке, мы зашли в дом, где находящиеся там паломники подали нам угощение в виде лепешек. Пока мы ели лепешку, запивая чаем, я обратил внимания, что здесь много людей европейской внешностью. Кто-то просит у святого места ребенка, кто-то здоровье, а кто удачи и не зависимо от религии, они приходят к Есет-батыру с надеждой.

Перед выходом разговорился с одним русским мужчиной лет сорока, в конце нашей беседы он мне сказал:

- Да я христианин, но я часто приезжаю сюда, мне нравится тут. Я приезжаю сюда, чтобы привести свои мысли в порядок. Нахожу здесь душевное успокоения, чувствую всем нутром, что это святое место. Ведь Бог один. Зачем нам все разделять?

0
3326
0