Занесло вчера в Кастеевку. Мне повезло – выставка работ Сергея Калмыкова (1891 - 1967) еще проходит! Выставлены 330 из 1110 его работ, находящихся в Государственном музее искусств им. А. Кастеева. Некоторые – впервые
Узнаете?
- В 1935-м Сергей Калмыков переехал из России в Алма-Ату, по приглашению недавно открывшегося Музыкального театра Алма-Аты, который позднее стал Государственным театром оперы и балета имени Абая (ГАТОБ). В результате переезда он избежал гонений - в Алма-Ате не препятствовали его живописи, сильно отличавшейся от положенного стиля.
Думаю, в нашем городе он был счастлив. Работал в театре декоратором до выхода на пенсию в 1962-м. И много писал. - На картоне, которого тоже не всегда хватало и он сшивал куски. На старых афишах.
Жил один. Умер в бедности в 1967 году. Где похоронен – неизвестно.
Художник потрясающий, ученик Петрова-Водкина и Малевича, Калмыков открыл собственный путь в искусстве – «фантастический экспрессионизм», кардинально отличающийся от признанных школ русского авангарда.
«Бегущее время» и «Голубая рапсодия»
Стоишь перед картиной, вглядываешься, постепенно переходя в своих оценках от «как будто ребенок нарисовал» до «а, ведь так и есть – время бежит и стрелки на часах, только-что показывающие «пол-второго», уже – на другой отметке». Сказать, впрочем, что я понимаю, как Калмыкову это чудо удается, значит солгать. Принимаю как открытие – впервые в жизни вижу (разве такое бывает?) время.
Есть, конечно, реалистичные картины: театр, Медео, балерины, скачки, некоторые портреты. Но чаще, похоже, мечты уносили его во вне-время, вне-пространство. Калмыков - художник вне стилей. Он одновременно, по мнениям экспертов, мог писать две работы в абсолютно разных стилях.
Своими «Красными конями», выросшими, возможно из новгородской иконописи, где часто встречаются красные лошади, он подвиг Петрова-Водкина на «Купание красного коня» и учитель изобразил именно Калмыкова купающим красного коня.
В каждой работе – свой глубокий смысл, который, если хочешь, нужно еще разгадать, но смотреть на картины – приятно, иногда радостно, иногда – грустно. Они – красивы. Смысл картины меняется, когда в нее всматриваешься. Мне это напомнило наши горы. Они – разные, в зависимости от времени года, дня, моего настроения.
Портрет молодого Сталина, где будущему «вождю народов» лет 16, поражает выражением презрения и недоверия на юном лице. Кто воспитывал этого человеконенавистника? Что он читал? - Человек, лишивший моих родителей отцов, а меня обоих дедов.
По самым грубым подсчетам, Калмыков оставил после себя свыше полутора тысяч работ - рисунки, графику, живопись. Они – уникальны, им нет прямых аналогий в истории мирового искусства. Удивительные сюжеты и персонажи, микс спонтанности и интеллекта, воображения и математики с неповторимой пластикой, фантастичны.
Теперь его гениальные работы ценятся и в Казахстане, и в России, и на Западе.