Динамика развития современного общества требует постоянного развития и совершенствования системы государственного аппарата. Реформирование системы государственной службы является перманентным процессом. За годы независимости казахстанская модель государственной службы претерпела значительные изменения. Современный этап ее развития связан с реализацией Плана нации «100 конкретных шагов», которым предусмотрено реформирование всего аппарата в соответствии с актуальными требованиями общества.
Модернизирована процедура поступления на государственную службу. Карьерный путь любого государственного служащего теперь начинается с низовых должностей. Так, за первое полугодие 2017 года в Северо-Казахстанской области проведены общие конкурсы на 316 низовых административных государственных должностей, по итогам которых 190 человек впервые поступили на государственную службу.
Отбор кандидатов на низовые должности и дальнейшее карьерное продвижение осуществляется на основе компетентностного подхода. В квалификационные требования к государственным должностям наряду с требованиями к образованию и опыту работы включены требования по наличию компетенций, таких как нетерпимость к коррупции, ориентация на потребителя, этичность, коммуникативность, инициативность и другие.
В соответствии с десятым шагом Плана нации в Казахстане внедрена карьерная модель государственной службы, в основе которой лежит принцип меритократии, то есть признание личных заслуг и достижений. Для внедрения карьерной модели по примеру передовых зарубежных стран реализован институт внутренних конкурсов. Продвижение государственных служащих по карьерной лестнице возможно только при наличии стажа на нижестоящих должностях, а также соответствующего образования.
На первом этапе внутренний конкурс на замещение вакантной должности проводится среди служащих данного государственного органа. Одной из положительных сторон данного подхода является в первую очередь то, что на вышестоящую должность назначается лицо, обладающее необходимым опытом и знаниями, стремящееся служить на благо своего государственного органа и развивать его потенциал. В случае отсутствия кандидатов проводится конкурс среди государственных служащих всех государственных органов.
Благодаря карьерному продвижению в государственных органах Северо-Казахстанской области с начала года по результатам внутренних конкурсов с нижестоящих на вышестоящие должности продвинулись 87 сотрудников, что составляет более 70% от общего количества назначенных. Примером карьерного продвижения может служить трудовой путь Жаровой К.А., которая прошла все ступени карьерной лестницы с должности главного специалиста Управления предпринимательства и туризма до руководителя своего госоргана. В рамках реализации 15 шага Плана нации проведена комплексная аттестация административных государственных служащих, по итогам которой более 190 служащих Северо-Казахстанской области были рекомендованы к повышению в занимаемой должности. Таким образом, ряд государственных служащих, проработавших в своих государственных органах длительное время, получили возможность занять руководящие должности. Например, Яковенко С.И., занимавший около 17 лет занимал должность заместителя руководителя Управления координации занятости и социальных программ, который по итогам аттестации был назначен на должность руководителя Управления. Все это говорит о практической реализации карьерной модели государственной службы.
Государственный служащий может сам планировать своё карьерное продвижение. Это является определяющим фактором для профессионального развития и позволяет уверенно смотреть в будущее и строить на государственной службе карьеру на долгосрочной основе.
На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что конституционное право граждан на равный доступ к государственной службе реализовано, а эффективность и профессионализм государственных служащих – залог построения успешного государственного аппарата.
Индира БАЖЕНОВА, главный специалист Управления государственной службы Департамента Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции по СКО