Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
2
21:09, 15 августа 2017

О модернизме

Тут неподалеку в сети развернулась баталия вокруг авангардного искусства, начатая блогером Маратом Толибаевым, который заявил, что не боится "открыто высказать то, в чем другие боятся признаться", а именно: произведения модернизма "переоценены человечеством" и славой своей обязаны промоутерам... Наиболее ярко среди противников высказался Айдан Карибжанов с уместной ссылкой на Эрнста Неизвестного. Последний когда-то осмелился заметить Хрущеву, возмущенному его экспозицией: "Для понимания ее идей и средств выражения зритель должен обладать определенной художественной подготовкой..." И посоветовал Марату: не разбираешься - не хвастай этим.

Вставлю-ка и я свои три цента.

Вообще-то не вполне согласен о необходимости «художественной подготовки». У меня тоже ее нет. Хотя всегда неплохо рисовал. Первоклассником, правда, повели в художественную школу. На вступительном экзамене толпе детворы велели рисовать акварелью кувшин, стоящий на фоне доски. Ну кувшин, так кувшин, его и нарисовал. А оказывается, доску тоже надо было. Меня приняли в подготовительный класс, а кого-то в первый и даже во второй сразу (правда, они и постарше были)). Я же оскорбился и, как и положено непризнанному гению, больше туда не пришел, а родители не возражали – посчитали, что и музшколы  достаточно. Для культурного развития.

Я продолжал рисовать - и карандашом, и красками, и для себя, и в стенгазетах, увлекался и самодеятельной книжной иллюстрацией, и даже плакатом. Но вот художественной подготовки у меня так и не было... Кстати, дома имелось много дорогих подарочных альбомов с живописью, преимущественно эпохи Возрождения и попозже. Что-то нравилось, что-то не очень...

Сопливым школьником вдруг угодил на фильм «Жажда жизни» о Винсенте Ван Гоге, с Кирком Дугласом в главной роли. Я даже не узнал мужественного Спартака в этом рыжем бородатом психе. Фильм был не интересен, меня тогда больше занимали шедевры вроде «Верной руки – друга индейцев» или «Майора Вихря», и я поперся на него из-за девочки из параллельного класса (ее ухо в пугающей близости полутемного зала было намного интересней, хотя природу и испуга, и интереса постичь до конца было трудно в силу той же сопливости...)) Длиннющий сеанс в кинотеатре им. Ленина наконец закончился смертью героя, а в заключении – один за другим, слайдами двинулись по экрану картины Ван Гога. Вот тут меня и накрыло: я исчез и растворился в этих красках. Я не мог оторваться...

На другой день я рванул в библиотеку... Все повторилось. Волшебство не исчезло.

В 17 лет оказался в Питере, в Эрмитаже, и впервые увидел его подлинники... Я топтался у «Куста сирени». Подходил близко, рассматривая  грубые мазки, резко положенные отдельно друг от друга, без намека на переход в полутона, просто наляпанная пятнистая мозаика... Стоило сделать пару шагов назад – все соединялось в совершенство, в настроение, в саму суть жизни... Друг, военно-морской курсант, вечером, выйдя в увольнение ко мне, ругался: «Всю неделю каникул ты провел в Эрмитаже. Так ничего и не посмотрел в Ленинграде!» О том, что я и в Зимнем терся в основном у пары залов с постимпрессионистами, я благоразумно не говорил...

Много позже, конечно, я смотрел Ван Гога почти во всех публичных собраниях: музее Ван Гога в Амстердаме, музее д’Орсэ в Париже, в Метроплитене в Нью-Йорке, в Лондоне, Вене, Копенгагене, Хельсинки, Вашинтоне и т.д.  И везде испытывал тот детский восторг, хотите – верьте, хотите – нет...

Многим Ван Гог, и постимпрессионизм вообще, не нравятся. Многие считают, что и знаменит он стал, благодаря его переписке с братом Тео, опубликованной после смерти... А недавно увидел книгу социолога Натали Эник «Слава Ван Гога», "раскрывающей миф о мученике-гении», созданный критикой на потребу готовой восхищаться публике, и ставшим в итоге этакой идеальной иконой художника-модерниста. Автор даже сравнивает его с Энди Уорхолом, то есть другим модным кумиром, но уже в эпоху культуры массового потребления, и в этом с успехом «заменившим» Ван Гога...

Мне на эти измышлизмы, пусть в них и есть определенное «зерно», в целом плевать. Слюной... Для меня Ван Гог – самый настоящий праздник. Уж простите, не могу найти лучшего сравнения.)) Праздник, который всегда со мной.

 
2
198
0