Фильм «Ветреная река»: Пронизывающе холодный и честный фильм о принятии скорби

Clair-de-la-Lune 2017-8-12 07:26
930
1
13
0

Красивый, пронизывающе холодный, нарочито "приглушенный", немногословный и честный фильм о потере, скорби и ее принятии. И совсем немного - о справедливости и о банальности зла.

В краю "снега и тишины", где "везения не существует"...

На территории индейской резервации «Ветреная река» профессиональный охотник Кори Ламберт находит изувеченное тело молодой девушки - подруги его дочери, погибшей при схожих обстоятельствах три года назад. Для расследования обстоятельств дела прибывает молодая и не слишком опытная сотрудница ФБР Джейн Беннер. Расследование также осложняется еще и тем, что на территории резервации власть штата не действует, а местные жители не отличаются дружелюбием - как, впрочем, и окружающая природа. Беннер просит Ламберта помочь, и тот соглашается - по собственным причинам.

Внимание! Возможны спойлеры!

За последние три года до этого не слишком известный актер Тейлор Шеридан ("Сыны анархии") успел зарекомендовать себя как весьма одаренный сценарист: "Убийца" Дени Вильнева и "Любой ценой" Дэвида Маккензи были обласканы критиками не в последнюю очередь благодаря оригинальным текстам. Последний фильм даже заслужил Шеридану номинацию на "Оскар". В "Ветреной реке" сценарист и актер взял на себя еще одну должность - на сей раз, режиссера.

Строго говоря, "Ветреную реку" нельзя назвать режиссерских дебютом - один фильм (не слишком, впрочем, примечательный) в копилке Шеридана появился еще 6 лет назад. Однако новая лента привлекала к себе внимание именем уже состоявшегося сценариста, а также весьма любопытным актерским составом.

Новый фильм Шеридана многие связывают с его предыдущими сценарными работами, объединяя их в одну трилогию. К слову, вполне справедливо: помимо схожей тематики, все три фильма можно объединить жанрово. Частично детектив, частично социальная драма, частично неонуар, но больше всего - все-таки вестерн, только на сей раз не посреди раскаленных прерий, а в краю "снега и тишины", где "каждый сам за себя" и "везения не существует".

По своему повествованию фильм не отличается столь сложной структурой, какая была характерна для "Любой ценой". Вероятно, сделано это было намеренно - совместить все для начинающего режиссера было бы весьма непросто.

Что в первую очередь бросается в глаза, так это прекрасно переданное ощущение места - уже фирменное для Шеридана. Белые и пепельно-серые равнины, скрип снега, редкие березовые и еловые чащи, пронизывающие до костей ветер и холод, суровые и немногословные местные жители и атмосфера отчужденности от прочего мира - вы узнаете это место, даже если никогда там не были. Кроме того, с самого начала фильм отличается символизмом, и в довольно большом количестве.

Все работы Шеридана отличаются социальным подтекстом, и "Ветреная река" не исключение. Кроме того, он достаточно успешно избегает некоторых стандартных клише. В частности, ожидаемого конфликта между коренным населением и белыми здесь, как такового, нет. Все заняты тем, чтобы попросту выжить: молодежь надеется уехать ближе к большим городам, либо остается влачить жалкое существование на территории резервации, старики покорно и молча несут собственные тяготы, не имея возможности покинуть эти края, твердо зная, что останутся здесь навсегда. Однако на сей раз, хоть социальная проблема и затрагивается в фильме, о ней мало что говорится на деле.

Линия расследования в целом проста и прямолинейна. Ей, пожалуй, даже не помешали бы один-два поворота, но, тем не менее, она достаточно увлекательна. Кроме того на руку фильму идет и темп повествования - в меру неспешный, но не затянутый.

Также любопытным и весьма значимым обстоятельством для хода расследования оказывается тот факт, что вопрос юрисдикции на территории резервации остается нерешенным. ФБР, местная полиция, полиция штата, частные охранные службы - в какой-то момент мы оказываемся посреди мексиканской дуэли, где, по факту, никто не имеет власти, и все вокруг - просто люди с оружием.

Однако простота основной сюжетной линии компенсируется значимыми сценами раскрытия персонажей, их неподдельной эмоциональной драмой. Как и всегда у Шеридана, здесь отлично выстроены диалоги, и даже ощущается особенная манера речи местных жителей. Пусть иногда реплики героев предсказуемы и чересчур прямолинейны, в фильме также отлично "срабатывают" моменты недосказанности и молчания.

Во многом все это - заслуга актеров. Прекрасны второплановые Грэм Грин в роли мрачноватого шефа местной полиции и Гил Бирмингем в роли отца погибшей девочки. Даже неожиданное и весьма недолгое появление Джона Бернтала успевает дать достаточное представление о персонаже.

Однако основной эмоциональный "вес" держится на Кори, персонаже Джереми Реннер - и он прекрасно справляется, выдавая одну из своих лучших работ за последнее время. На двух тихих, спокойных монологах его героя, в зале плакали. Прекрасно показанный герой, который в последние годы почему-то все реже появляется в большом кино: способный, здраво мыслящий человек, хорошо знающий свою работу, неравнодушный к другим и пытающийся поступать справедливо, и главное - переживший собственную трагедию, и справившийся с ней - настолько хорошо, насколько это вообще возможно, учитывая обстоятельства.

Хороша здесь и Элизабет Олсен - чуть более твердая и решительная версия героини Эмили Блант из того же "Sicario". Ее персонаж оказывается на чужой, незнакомой территории, вынужденный сохранять хладнокровие перед лицом более чем вопиющих дел. Правда, по факту Беннер привносит не столь значимый вес в ход расследования. Хороша и их совместная "химия" с Реннером - естественная, нарочито неяркая и не клишированная, что тоже приятно.

Некоторые экшн-сцены и саспенс-моменты, хоть и неплохи в целом, "плосковаты", и потому не слишком запоминаются.

Самый главный минус - неловко и неожиданно "выброшенный" на зрителя флешбэк о том, что произошло на самом деле (к слову, снятый по-настоящему страшно, жестоко и реалистично). После чего повествование "спотыкается", и летит к развязке слишком поспешно, не позволяя прочувствовать важность некоторых сцен и моментов. Даже финальный титр, несмотря на свою значимость, ощущается неуместно. Кроме того, несмотря на весьма хорошую операторскую работу, фильму явственно не хватает визуальной поэзии - того почти живописного изображения, которое было характерно для предыдущих фильмов по Шеридану.

Тем не менее, все это не умаляет прочих достоинств фильма - в нем достаточно неподдельной искренности и подлинного, не "слезовыжимательного" драматизма.

Красивый, пронизывающе холодный, нарочито "приглушенный", немногословный и честный фильм о потере, скорби и ее принятии. И совсем немного - о справедливости и о банальности зла. Не абсолютный must-see, но все же стоящий того, чтобы потратить на него время.

 

Оцените пост

13

Комментарии

0

Фильм замечательный.
Увидела название в заглавии и не читая пост ,сначала посмотрела сам фильм )
Спасибо.
Показать комментарии