Открытое обращение к действующему Президенту
Республики Казахстан
(по вопросу толкования п.2 ст.40 Конституции РК)
Конституция имеет высшую юридическую силу и
прямое действие на всей территории Республики.
(cт.4 Конституции РК)
Абсолютно любая страна мира, которая в своем развитии начинает возвеличивать государство искусственными победами - в итоге загоняет себя в собственную ловушку иллюзии успешности, когда заявленные достижения резко диссонируют с действительностью.
Республика Казахстан, в отличии от большинства других стран мира, имеет огромный природный потенциал, советское промышленное наследие и не нуждается в пиаре. При умелом менеджменте Казахстан, обладая богатыми стартовыми позициями для развития, имеет все шансы без внешней подачи добиться несомненных, реальных успехов в экономике.
Однако, чтобы считаться процветающей страной недостаточно иметь только развитую экономику.
Без реальной защиты Конституции, конституционных прав и свобод граждан, без гарантии исправления нарушении Конституции властью - нельзя построить цивилизованное, развитое государство, которое будет признано мировым сообществом.
***
Систему гарантии Верховенства Конституции в Республике Казахстан возглавляет Президент страны, который, согласно п.2 ст.40 Конституции, является символом и гарантом незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
При этом незыблемость Конституции означает не только ее неизменность. Незыблемость Конституции - это защищенность, эффективность и действенность всех статей Конституции в Республике.
Истинная суть статуса Президента, закрепленного в п.2 ст.40 Конституции, зависит от структур, которые обеспечивают Президенту его полномочия как гаранта.
В правосудии конституционные полномочия Президента как гаранта незыблемости Конституции, прав и свобод граждан опосредственно реализуются судебной властью. Судебная власть, состав носителей которой формирует Президент страны, должна, согласно статьи 76 Конституции, в каждом процессе применять свою главную обязанность: «обеспечивать исполнение Конституции».
(Примечание. Словесное выражение статьи 76 Конституции не нуждается в различных способах уяснения для извлечения её смысла. Содержание и смысл конкретизирующих требований в ст.76 - не абстрактны, без специальной терминологии, ясны в восприятии и не противоречивы в практике применения.
Статья 76 Конституции соответствует требованиям юридической точности, сформулирована с достаточной степенью четкости для исключения возможности произвольной интерпретации и применения положении закона).
Другим инструментом повседневного обеспечения конституционных полномочий Президента как гаранта незыблемости Конституции, прав, свобод и законных интересов граждан является прокуратура, которая формируется и подотчетна только Главе государства.
Прокуратура должна выявлять и принимать меры к устранению нарушений Конституции, своевременно и адекватно реагировать на нарушения конституционных прав и свобод граждан, интересов государства и общества.
***
Однако, судьи и прокуроры небезупречны в своей работе. Незаконные судебные и прокурорские решения объективно сопровождают правосудие, правозащитную деятельность прокуратуры и в результате влияют на судьбы людей.
При этом любая судебная или прокурорская ошибка, независимо от того является ли она результатом недостаточного уровня квалификационных знаний отдельных должностных лиц или стечением обстоятельств, - это нарушение Конституции, прав и свобод граждан самим судом и прокуратурой.
Законом предусмотрен механизм защиты Конституции, защиты реализации гражданами своих законных интересов, конституционных прав и свобод путем обжалования в вышестоящих инстанциях незаконных судебных и прокурорских решений.
Последней инстанцией, в которой возможно исправить судебную ошибку нижестоящих судов, восстановить нарушенную Конституцию - является Верховный Суд, от которого в конечном итоге зависит уровень правосудия в Казахстане.
Высшим органом прокуратуры, который полномочен отменить незаконные акты прокурорского надзора, ответы на обращения граждан, издаваемые нижестоящими прокурорами - является Генеральная прокуратура.
Так как Верховный Суд и Генеральная прокуратура стоят на последнем рубеже защиты Конституции в Республике, то в них должны работать самые честные, самые профессиональные судьи и прокуроры страны, которые как Боги должны выносить окончательные справедливые решения.
Но судьи Верховного Суда и прокуроры Генеральной прокуратуры Казахстана не Боги, чтобы не совершать ошибок.
***
В случае совершения неизбежных гипотетических ошибок в последних инстанциях - Верховном Суде и Генеральной прокуратуре - нарушенная Конституция, нарушенные конституционные права и свободы граждан Республики не будут восстановлены в каждом конкретном деле уже никогда!
Окончательная потеря реальной возможности исправления нарушенной Конституции в правосудии после высших инстанций делает невозможным абсолютное гарантирование незыблемости, а значит защищенности, эффективности, действенности Конституции, - кем бы то ни было в Республике.
Возникает логическая необходимость объяснения конституционной ответственности избранного главы государства по гарантированию Конституции, прав и свобод каждого человека и гражданина в зависимости от свойств Истины, которыми обладает его статус символа и гаранта, а именно: абсолютности, относительности, конкретности, объективности.
Расшифровка конституционных требований к избранному главе Республики Казахстан, закрепленных в п.2 ст.40 Конституции, покажет степень символичности обязанности Президента быть гарантом.
Господин Президент Республики Казахстан, означает ли в п.2 ст.40 Конституции страны формулировка «Президент Республики - символ и гарант … незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина», что Президент гарантирует защищенность, эффективность, действенность Конституции, поддержку и защиту прав и свобод человека и гражданина в полную меру своих сил и возможностей?
P.S. В 2015-2016 годах прошел судебный процесс по моему иску. Действия ответчика, противоречащие прямым конкретизирующим нормам Конституции, систематически не были оценены судебной системой.
Не восстановленная Верховным Судом уже более года нарушенная Конституция в моем гражданском деле явилась причиной прояснения отдельных положений статьи 40 Конституции в настоящем обращении, которое, одновременно, в письменном формате, послано мной на имя Президента в его Администрацию.
Реакция со стороны власти на моё обращение, в какой бы форме она не выразилась, будет несомненно ассоциироваться с прямым ответом самого адресата: высшим должностным лицом государства.
В дальнейшем мной будут выложены в интернет доказательства открытого гражданского дела для максимально прозрачного публичного обсуждения с общественностью вопросов соблюдения Основного Закона страны, законности в актах, принятых судами от имени Республики Казахстан по моему иску.
«27» июня 2017 года,
гражданка Республики Казахстан Еримбетова Гульжан Турегазиевна