Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
06:20, 23 июня 2017

Минфин начинает и проигрывает: Бахыт Султанов против Умирзака Шукеева

Ирина ГАЛКИНА

Публичная схватка министра финансов и главы ФНБ «Самрук-Казына» напоминает древнее казахское единоборство. Конечно, участники далеки от того, чтобы использовать физические захваты, но зато умело используют вербальные приемы

Предмет борьбы, казалось бы, нисколько не выдающийся. Министерство финансов подготовило пакет поправок, которые революционно изменят правила проведения государственных закупок в квазигосударственном секторе. Главному холдингу страны, который и является ярким представителем квази, эта инициатива не нравится.

Впрочем, обо все по порядку.

Сегодня госзакупки всех государственных организаций сосредоточены на едином портале. А у ФНБ есть свой портал и свои правила проведения госзакупок. Деньги – бюджетные, а консолидации нет. Об этом мы писали в октябре прошлого года. Время от времени минфин, как в целом ответственный за систему госзакупок, пытается подретушировать закон, но всякий раз встречает яростное сопротивление со стороны «Самрук-Казыны». Вот и на этот раз – тоже.

Минфин теперь своими поправками хочет один раз и навсегда создать единую систему госзакупок, а также навести свои порядки в проведении закупок в квазигосударственном секторе, сфере естественных монополий и недропользователей.

госзакупки в казахстане

Глава ведомства Бахыт Султанов на традиционном вторничном заседании правительства заявил о трех ключевых моментах, которые учитывают предлагаемые поправки: «Первый – это установление единых правил закупок для всех субъектов квазигоссектора, в том числе нацхолдингов «Самрук-Казына», «Байтерек», «КазАгро». Второй – закрепить подконтрольность государству закупок квазигоссектора. Третий – установить ответственность работников квазигоссектора за нарушения правил закупок через административное и коррупционное законодательство». Оказывается, на сегодняшний день в законодательстве нет никакой ответственности по закупкам в квазигосударственном секторе.

При этом он отметил, что «Никто не собирается возвращать в лоно государства или в орбиту закона «О государственных закупках» регулирование закупок квазигоссектора. Это является краеугольным вопросом в споре с представителями квазигосударственных компаний. Для закупок этого сектора будут разработаны отдельные правила. Речь идет о том, что они будут едиными. «Соль» в том, чтобы сделать их удобными для предпринимателей. В отличие от государственных закупок, они будут более гибкими и должны содержать лучшие практики корпоративного сектора».

Умирзак Шукеев, имеющий тяжелый политический вес, согласен не со всеми предстоящими нововведениями – главы других холдингов решили воздержаться от борьбы, уступив место на ринге своему старшему (по всем понятиям) и более пробивному товарищу.

Так вот, он тоже взял слово на заседании правительства и высказал свое мнение. Он согласен, что ответственность работников в сегменте госзакупок нужно прописать. Но в целом предлагаемые поправки не одобряет – дескать, это возврат к практике, которая существовала в прошлом, а, значит, это явно будет шагом назад.

«У нас есть вопросы по тому моменту, когда закупки квазигоссектора предлагается «загнать» под контроль Минфина. Нам кажется, что в преддверии IPO это может сыграть негативную роль при оценке наших компаний. Закупки относятся к операционной деятельности нацкомпаний, и инвесторы будут чувствительны к тому, что закупки коммерческих организаций регулируются госорганом», – сказал глава ФНБ.

Мы видим, что два участника борьбы используют разные приемы. Одним движет желание сделать систему госзакупок удобной и понятной для предпринимателей, второй думает об инвесторах, которые сегодня смотрят в сторону ФНБ и его активов. При этом аргументы Умирзака Шукеева, увы, несильны: квазигосударственные компании по сути не являются коммерческими организациями, а то, что система взаимоотношений с контрагентами осуществлялась под присмотром минфина, напротив, для потенциальных инвесторов жирный плюс.

Минфин планирует направить законопроект на рассмотрение в парламент до конца июня, заявляя, что широкое обсуждение с привлечением общественности проведено, но председатель правления ФНБ «Самрук-Казына» Умирзак Шукеев просит тайм-аут, чтобы согласовать грядущие изменения и в ФНБ, и с другими холдингами.

Впрочем, он даже озвучил свое видение: правила должны регулироваться не минфином, а решением советов директоров национальных холдингов. Ведь, например, председателем совета директоров ФНБ «Самрук-Казына» является премьер-министр, а членами – министр финансов, министр нацэкономики и помощник главы государства.

Компромисс невозможен. ФНБ будет отстаивать свой статус-кво, это несомненно. И ему наверняка это удастся. Но почему всегда так: минфин начинает и проигрывает?

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.

 
0
386
0