19 мгновений кино

Barsa 2017-6-20 23:54
1220
1
0
42

- Без всех вас этого кино могло не быть, - режиссер фильма «Мангашлык» Людмила Лебедева сделала признание городу.

Кинематограф – великий мастер иллюзий. Погрузившись в его волшебный мир, мы будто переносимся в другое место и время. Однако 13 июня путешествие в прошлое началось еще на подступах к кинозалу. Целыми «пионерскими» отрядами к кинотеатру им. Шакена Айманова стекались люди – как будто в первый раз шли «на фильму». Такой эффект машины времени произвела презентация короткометражного художественного фильма «Мангашлык» павлодарского режиссера Людмилы Лебедевой. Впрочем, для нашего города этот фильм во многом на самом деле первый.

 

Накоротке с коротким метром

Знакомство города с «Мангашлыком» началось летом прошлого года. Тогда Людмила Лебедева, снявшая уже несколько клипов и сделавшая первые шаги в кинорежиссуре, решила снять дипломную работу для Высших курсов сценаристов и режиссеров с участием земляков.

А началось все со сценария еще одного выпускника, вгиковца, – тамбовского актера Владимира Демина. Войдя в лонг-лист Международного благотворительного кинофестиваля, сценарий зацепил и Людмилу Лебедеву. Выбрав местом действия Павлодар, ученица нашего прославленного земляка Владимира Хотиненко решила таким художественным образом увековечить вклад родного города в общую победу над фашизмом. Понимая, что без финансирования съемки могут затянуться, Людмила обратилась к павлодарцам.

Навстречу ей пошли служители муз и музейные работники, предприниматели и госслужащие, фотографы и представители медиасферы, студенты и школьники. Услугами и товарами, костюмами и реквизитом, техникой и личным участием. Так накоротке с кино оказались не только актеры местных театров, но и далекие от искусства люди.

К примеру, территорию для съемок в Восточной промзоне предоставило на базе своего павлодарского филиала АО «Кедентранссервис». Необходимыми вагонами съемочную команду обеспечило Павлодарское отделение дороги АО «НК «Казахстан Темир Жолы». А потомственный железнодорожник Гайдар Саркыншаков мало того, что ввел съемочную команду в детали дела, так еще и подарил фильму свою песню-посвящение маме, которая украсила киноленту.

Впрочем, перечислять здесь всех участников процесса – не хватит места. Как заметила Людмила Лебедева, историю делают не юридические лица, а личности. И всех их она вместе с продюсером картины Иваном Григорьевым, также павлодарским бизнесменом, поименно наградила благодарственными письмами от имени Высших курсов сценаристов и режиссеров, Министерства культуры Российской Федерации и Союза кинематографистов РФ. Судя по тому, что на сцену вышла почти половина зрителей, забивших зал кинотеатра, фильм уже в процессе производства стал народным.

– Без вашей помощи этого фильма не было бы или он был бы каким-то иным. «Мангашлык» снимался здесь, в нашем городе, нашими горожанами. Поэтому это тот редкий случай, когда титры будут дочитаны вами до конца.

Демонстрация короткометражки таким образом стала своеобразным алаверды родному городу за помощь в съемках. К сожалению, повтором фильма следующим вечером массовый просмотр и ограничился.

Этот фильм необходимо покатать по международным кинофестивалям, которые ставят жесткие условия – его копии не должны попадать в общий доступ. Так что пока не будем его «пиратить», – объяснила Лебедева, обратившись также с просьбой не снимать «экранку» на мобильные телефоны. И успокоила земляков: – Через два года он появится в интернете.

Зрители не решились включать видео– и фотокамеры, посчитав условие справедливым. Уж больно распространено в наше время «пиратство», чтобы рисковать массовыми показами. Сколько бы общего труда тогда пошло насмарку! Впрочем, позднее на мой вопрос Людмила поведала о планах устроить еще один показ в Павлодаре в июле: «Но этот вопрос пока остается открытым».

Однако благодаря фотографам, снимавшим закулисье в процессе самих съемок, мы имеем представление о работе над фильмом и участниках. Ну а сюжет вполне укладывается в три абзаца ниже.

Специи и послевкусие

Действие фильма относит нас в далекий 1942 год. Военный поезд останавливается на родной станции молодого солдатика Степана (эта эпизодическая роль досталась сыну Людмилы Лебедевой Алексею). Получив весточку, на минутное свидание к платформе спешит с узелком его мать (актриса театра им. Чехова Виолетта Минулина). Но на пути женщины оказывается караульный Литовкин (Данил Артеменко).

Приказом капитана (актер «чеховки» Денис Шмигель) он приставлен охранять дыру в заборе, через которую к стратегическому объекту так легко попасть. Местным жителям, годами сигающими через этот проем, от такой строгости становится обидно. И остановленный также часовым мастер депо Каликин (в его роли снялся продюсер Иван Григорьев) находит для исполнительного упрямца прозвище «Мангашлык». Как объяснил сценарист Владимир Демин, старый мастер так извратил смешное для него название полуострова Мангышлак до более привычного его слуху сочетания «мангал-шашлык».

Ожесточенный спор чуть не переходит в отстрел. В душе Литовкина в это же время борются служебный долг и человечность. Наконец, он уступает, и в последние секунды перед отходом поезда мать успевает обнять и расцеловать сына. Каликин же напоследок награждает часового все тем же прозвищем «Мангашлык», но уже ласково.

В этом коротком сюжете – небольшая история, которая вполне могла случиться в эпоху Великой Отечественной войны. Потому что она у нас у всех общая: разлука с родными, тревога за них, воинский долг… И множество потерь, предчувствие которых режиссер обозначила лишь намеком – тот эшелон был проездом с Дальнего Востока на Сталинград.

Несмотря на то, что в конфликте задействованы всего трое – часовой, мать и старый мастер – Лебедева сумела этой частной историей охватить максимум исполнителей. Внимание к деталям и множество второстепенных персонажей превратили маленький случай в целое полотно – с национальным колоритом и мини-сценками об особенностях военного быта.

– В таком короткометражном жанре, а фильм идет всего 19 минут, кино начинается с самого первого кадра, в нем нет времени на раскачку, – пояснила нюансы фильма режиссер.

В рецепте павлодарского кино оказалось еще несколько «изюминок». Во-первых, большинство сцен снято одним кадром: камера будто следует за действующими персонажами. Во-вторых, Лебедева добилась от актеров спонтанных природных реакций, не дав отрепетировать некоторые сцены. И, наконец, события сняты в их естественной очередности, без скачков в будущее либо прошлое.

Благодаря этому на 19 минут мы погрузились в Павлодар 1942 года и прожили вместе с героями настоящую, хоть и маленькую историю. А глубинный подтекст этого мелкого случая, кстати, протянулся шлейфом еще на несколько дней после просмотра.

***

Выйдя из кинозала, зрители бросились обмениваться эмоциями и поздравлениями. Даже Александр Максимов, руководитель телестудии «Ключ», где монтировался фильм о съемках, выдохнул: «Я в восторге!» Мало того, что понравилась сама лента, – горожане почувствовали со всеми в этот вечер особое единение. И, конечно, благодарность Людмиле Лебедевой за опыт в совместной кинодеятельности.

Теперь всем нам остается только ждать призов на международных фестивалях и, наконец, показа короткометражки массовому зрителю. Честно сказать, удивившись прекрасной игре наших театральных актеров и непрофессиональных исполнителей на экране, я бы и сама с удовольствием пересмотрела эти 19 минут.

Оцените пост

42

Комментарии

Чтобы написать комментарий нужно войти в систему