Выделенные полосы для автобусов в Алматы можно сделать хоть по каждой, более-менее центральной улице. А вот «выделенные полосы» в головах руководства автопарков и городских чиновников… Это – вряд ли.
Жестокая повседневность
Эти кадры разлетелись по всему Казнету с самого утра: в Алматы пассажирский автобус протаранил несколько легковушек, находившихся как в движении, так и припаркованных. Людей чуть не поубивал: дай бог им здоровья, но о состоянии некоторых пострадавших пока не сообщается.
фото Today.kz
фото Today.kz
Хотя чего тут лукавить… Самые тяжелые из них, если повезет и выживут, то инвалидами останутся точно… Увы.
Только за последний месяц общественный транспорт Алматы «засветился» как минимум в трех ДТП, вызвавших общественный резонанс.
И, если с «Гелендвагеном» и автобусом, вроде как некогда муниципального автопарка Алматы на проспекте Раимбека все понятно – водитель иномарки признал свою вину и публично покаялся, то в двух других случаях вопросов хватает. Хотя и к «GREEN BUS COMPANY», а вернее передаче в ее частные руки управления муниципальными автопарками, вопросов тоже хватает.
Правильный посыл
А ведь когда-то, в Алматы, еще при акиме Есимове, начали появляться муниципальные автобусные парки из новых, хоть и китайского производства, но вполне комфортабельных автобусов. Тогда большинство горожан подумали: «И от хлама избавимся и, дураков за рулем меньше будет!». Тогда ведь было заявлено и о том, что в водители будут брать не абы кого (в 23 года отроду со всеми категориями в водительских удостоверениях), а только профессионалов.
Но, рано алматинцы загрезили лондонским шиком комфорта, безопасности и удовольствия от поездок в обществе. Старые, частные парки, чьи автобусы уже в разы «вымотали» свой ресурс, но все еще зарабатывают с мыслью: «Авось, пронесет!», с улиц города никуда не исчезли. Дымят, как раньше…
Но и это не так страшно. А вот с тормозами – туго. Люди после их отказа, то у одного, то у другого «пачками» отправляются на больничные койки.
А ведь все мы ждали, как тогда, в далеком «союзе» единого перевозчика с четко отлаженной системой безопасности. И были, почти рядом… Но, новый аким решил по-другому.
Вопрос вопросов
Наверное, то, по какой-то причине аким Алматы Бауыржан Байбек решил передать 70% мунавтопарка в управление частной компании из ЮКО, доподлинно знают только он, реальный учредитель компании и, самые приближенные к ним лица.
Для всех остальных – это просто государственно-частное партнерство: попытка снизить нагрузку на госбюджет и дать заработать предпринимателям. Цель – благая. Спору нет. Но ответственность. Не буду перечислять все ДТП, в которых бывшие водители-муниципальщики оказались в «неудобной позе».
фото zakon.kz
Все они – на слуху у горожан. Скажу, как человек без машины и часто пользующийся «лоховозами» (так их называют часто счастливые автовладельцы), что я с трудом могу вспомнить одного – двух адекватвыхза последние год-два, в автобусах которых я доехал от места до места без страха и без мата…
Вернемся к нашим... другим
Другие (автопарки), как «бороздили» Алматы, так и «бороздят».
Не хотел трогать «EXPO», но не вспомнить, вскользь – не могу.
Дымящие по центральным улицам дизели – раз. Отказывающие у автобусов – частников тормоза и «собранные» по обочинам столбы и припаркованные машины – два. Пассажиры в больницах – три…
А счастье было так возможно.
Только больше двух десятков автопарков, в которых, по бумагам, все «ровно», продолжают выпускать своих «бородатых» монстров, вопреки ожиданиям горожан. Они никуда не делись.
А, единственную «надежду» на муниципалов – водителей проверенных и со стажем, снова «похоронили».
Вспоминается старый советский анекдот: «Не пользуйтесь поездами… На них слишком часто падают самолеты…»
Это я к тому, что, выходя на улицу и желая куда-то доехать, видя автобус где-то рядом, держитесь от него подальше. Какая разница, чьей он компании?
Вопрос в том, кто за рулем и что под капотом.
Не факт, что это вас не убьет или не покалечит... Пусть и не преднамеренно…