Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
12
03:35, 09 июня 2017

Китай – наш основной экономический партнёр. Большое разочарование для сторонников ЕАЭС

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев за неполный месяц уже дважды назвал Китай главным экономическим партнёром Казахстана. Факты и цифры, действительно, упрямая вещь... Многие хотели бы видеть на этом месте Россию и Таможенный (Евразийский) союз, однако, увы, не получается

Blog post image

Эта встреча лидеров Казахстана и КНР стала самой тёплой и многообещающей за всю историю отношений двух стран

Когда не нужно читать между строк

На языке политики сказанное Назарбаевым – не дежурная протокольная фраза. Это сигнал. Который, в общем-то, все хорошо поняли. Причём не только политологи, но и обычные люди, далёкие от тонкостей дипломатического языка. Не нужно особого умения читать между строк, чтобы разобраться в сути этого месседжа.

Как в середине мая, находясь с государственным визитом в Пекине, так и 8 июня, принимая председателя КНР Си Цзиньпина в Астане, Назарбаев акцентировал внимание на том, что Китай – наш основной экономический партнёр и что наше взаимодействие носит стратегический характер. Китай, как подчеркнул Елбасы, стал крупнейшим инвестором в Казахстане: по объёму прямых иностранных инвестиций, выданных кредитов и совместных предприятий компании КНР – стабильные лидеры в нашей экономике.

«Достаточно сказать, что 25% добываемой в Казахстане нефти производятся китайскими компаниями, – отметил Нурсултан Назарбаев. – Сейчас они ставят вопрос о продлении контрактов, мы будем очень внимательно на это смотреть, потому что они хорошие наши партнёры по совместной работе».

Не менее показательно прозвучало и другое замечание Президента РК. Назарбаев подчеркнул, что у Астаны и Пекина сейчас «образцовые межгосударственные отношения» и что у двух стран «отсутствуют нерешённые вопросы».

Причём, надо заметить, что сказал он всё это дважды за очень короткий период времени. Совершенно аналогичные мысли Назарбаев высказывал в мае, когда встречался с Си Цзинпином в Пекине.

Сигнал Китаю о дальнейшем сближении понятен. Как говорится, без комментариев.

Сигнал внутренним протестным силам, которые при активной раскачке отдельных беглых «борцов» выступали против сближения с Китаем (в частности, требуя не допустить аренды земель сельхозназначения китайскими инвесторами) – понятен также. После столь тёплых и дружественных заявлений нет сомнений в том, что инвестиционные проекты с участием китайцев, в том числе и в сельском хозяйстве, будут только расширяться.

Blog post image

«Земельные митинги» в Казахстане преследовали цель раскачать общество. Китай пытались сделать страшилкой. Но у «Аблязова и компании» ничего не вышло

Инвестиции – это производство. Это рабочие места. Это технологии. Китайские предприятия действительно приходят в Казахстан и размещают здесь высокотехнологичные производства. И, нравится кому-то или нет, у них реально есть чему поучиться.

Высокие аграрные технологии – гордость китайских учёных. Это та сфера, где есть огромные перспективы для инвестиций и развития современных производств. Подчеркнём, что речь не идёт о дешёвых фермерских кооперативах, сидящих на гербицидах и выращивающих ГМО-помидоры. В переговорах речь идёт о современных высокотехнологичных системах для выращивания экологически чистой продукции при минимальных затратах. Китай продемонстрировал поистине удивительные результаты в этой сфере. За считанные годы он не только накормил собственные 1,5 миллиарда населения, но и поставляет аграрную продукцию отличного качества в десятки стран.

Ещё современный Китай – признанный лидер в сфере «зелёных» технологий, успевший опередить по ряду направлений даже европейских и японских «грандов». Те же электробусы китайских марок массово собираются в Европе и США, быстро вытесняя с рынка загрязняющие атмосферу дизельные автобусы. Теперь такое производство есть и в Казахстане. Ветровые источники энергии (ВИЭ), в которые, как отметил Назарбаев в ходе встречи, Китай уже вложил свыше 360 млрд. долларов, – это также один из секторов «новой» энергетики, переживающих бурный рост во всём мире во многом благодаря китайским решениям, позволившим существенно снизить стоимость ветрогенераторов и сделать их прямым конкурентом ТЭЦ. Сейчас эти решения также широко внедряются в Казахстане с участием китайских инвесторов.

Список можно продолжать. Скоростные поезда, современная (не отвёрточная!) автомобильная промышленность, тяжёлая индустрия, дорожное строительство, нефтехимия – всё это при участии китайских компаний может быть развито в Казахстане не то что за десятилетия, а за считанные годы. Именно так сейчас ставят вопрос инвестиционные компании из Поднебесной. И это, как бы там кто ни говорил, –реальность при том формате взаимоотношений между двумя странами, который на сегодня достигнут.

Хотя у всего этого заманчивого будущего есть одна, весьма неприятная, оборотная сторона. Это фактический провал (о котором, правда, как-то не принято громко и публично говорить из соображений политкорректности), – это фактический провал аналогичных светлых перспектив в контексте Таможенного и Евразийского Союза.

И здесь мы подходим к тому, что означает сигнал от Назарбаева нашим дорогим северным друзьям.

Экономика – в жертву чьей-то политике?

Россия, говоря простым народным языком, в 2011-м что было сил «тащила» нас в Таможенный союз на красивых обещаниях единого рынка, на обещаниях беспрепятственной работы наших производителей и трейдеров в России и Беларуси, обещаниях выгодной внешней торговли... и, понятно, на своих политических интересах. Но уже с первого года ТС, а позднее и в рамках ЕАЭС предпринимателям стало очевидно, что политика для Москвы здесь – это было всё, тогда как экономика партнёров по союзу – хмм... ничто. Обещания остались колебаниями воздуха. Да, выгодность внешней торговли никто не оспаривает – выгодность для России. Сейчас, например, за все те зарубежные товары, которые мы импортируем из-за пределов единого таможенного пространства, мы платим пошлины в ЕАЭС. Весь импорт из «дальнего зарубежья», включая Европу, США, Китай, Японию, Ближний Восток, да даже и Украину, облагается пошлинами ЕАЭС. Только 7 % этих пошлин приходят в казну Казахстана, а более 80% уходят в российский бюджет. То есть, фактически мы дотируем российскую экономику.

При этом россияне с пользой и выгодой для себя разместили у нас свои производства. Тот же автосборочный проект в Костанае, «Азия-Авто» в Усть-Каменогорске, ряд других предприятий – там прочно и уверенно «сидят» российские компании. Замечательно, конечно. Мы, как говорится, только рады... Но...

Много ли Вы слышали о предприятиях из Казахстана, которым так же легко и просто разрешили работать где-нибудь в России?

Один наш знакомый бизнесмен средней руки, развив крупное молочное производство под Петропавловском, захотел открыть аналогичное аграрное предприятие в одном из регионов России. Нашёл в глубинке «лежачий» совхоз, где народ по 2-3 месяца не видит зарплаты, – таких там в средней полосе много. Предложил за своё счёт ферму построить, трактора новые закупить, народу работу дать... Вам пересказать, что ответили наивному инвестору местные «сильные мира сего»?

С человеком там душевно поговорили – точно, как в том фильме... Еле ноги унёс. Россиянам следует отдать должное: про себя они снимают очень правдивые фильмы.

Нет, и не будет равных условий для бизнеса на территории ЕАЭС.

Хотя здесь, безусловно, есть исключения – для каких-то крупных предприятий на основе каких-то прямых высоких договорённостей... Есть известные примеры, например, в сфере производства железорудного сырья, в урановой промышленности... Но эти связи и без ЕАЭС существовали, пошлины там и до ЕАЭС были нулевые, ибо стратегическое партнёрство и всё такое прочее никто не отменял... Отдельные секторы в нефтянке, металлургии, химической промышленности как работали, так и работают. Там и без всяких таможенных союзов всё было и останется замечательно. Но вот чтобы простой предприниматель из Казахстана там приехал и что-то открыл... Мы были бы очень рады здесь ошибиться, господа...

Может быть, у кого-то есть реальный пример, как какой-нибудь фермер Кузембаев из-под Тараза приехал в Псковскую область и открыл там молочную ферму? В студию этот пример! Будем рады.

Blog post image

Так выглядят производственные площадки колхоза «Россия» в Псковской области. Символичное название и яркий пример отношения к инвесторам в русской глубинке. Московские СМИ посвятили целый цикл публикаций этому хозяйству: развал в колхозе тотальный, но инвесторы – «чужаки» – здесь не нужны

Повторимся: Россия в своё время очень сильно тянула нас в этот союз. Убеждала, уговаривала. Бесплатного сыра не бывает, понятно, и мы прекрасно понимали тогда, что Москва строила этот союз исходя из своих политических интересов. Да мы, собственно, и не против, всё же у нас общая история, общие ценности, во многом близкий менталитет... Да и вопросы евразийской безопасности никто не отменял. Однако мы шли в союз, надеясь быть в нём равными партнёрами. Надеясь на рост экономики, на инвестиции, на развитие технологий – всё то, что нам так красиво обещали.

Но мы обманулись в своих ожиданиях. Увы: чем дольше мы находимся в этом союзе, тем ясней видим, что РФ не может (или просто не хочет) предложить Казахстану того модернизационного потенциала и тех перспектив развития экономики, которые способен предложить Китай. Да и, по большому счёту, России сейчас не до хайтека в аграрной сфере, не до скоростных поездов и не до электромобилей. Ей бы с Украиной да с Сирией разобраться... Все её хайтек-ресурсы уходят в ту сферу, где гиперзвуковые ракеты «Циркон», где истребители ПАК ФА, где ракеты Х-101, сверхглубинные подводные лодки и другие подобные штуки. Всё это им надо, понятно... Надо миру показывать кузькину мать – куда же без этого...

Но нам-то что теперь делать?

Мы не только не получили обещанной модернизации экономики, роста рынка для сбыта и прочих печенек для бизнеса. Чем дольше мы находимся в этом союзе, тем видим всё больше минусов политического плана. Мы видим, как всё больше Россия погружается в изоляцию, как постепенно всё глубже вязнет в болоте украинского и сирийского конфликтов. Да, понятно, что есть объективные факторы, которые к этому привели. Факторы – они есть и будут всегда... Всегда будет большая геополитика, в рамках которой у Москвы есть статус и амбиции сверхдержавы – амбиции, от которых наш сосед никогда не откажется. Да, мы понимаем, что Москва никогда не позволила бы, чтобы в Севастополе обосновался флот НАТО. Мы понимаем, что и в Сирии у России есть обязательства, пренебречь которыми для неё означало бы показать слабость – а этого она себе не позволит.

Мы всё понимаем. Пускай всё так. Но почему в результате мы должны приносить свои экономические интересы в жертву политическим интересам другой страны? Пусть союзной, пусть дружественной, но – другой?

Вот это непонятно.

И, собственно, сигнал Назарбаева в данном случае как раз состоит в том, что наше терпение не безгранично. Интересы развития экономики, интересы народа Казахстана в конечном счёте должны стоять на первом месте. Происходящее сближение с Китаем отражает суть этих интересов – нам нужна эффективная, реальная, действенная модернизационная повестка. Нам нужны инвестиционные и технологические возможности, позволяющие построить современную индустрию вне нефтегазового сектора.

Индустрию, которая выращивает овощи, производит мясо, строит современные поезда и электромобили, производит современную химическую продукцию... Нам нужны современные предприятия, на которых казахстанцы будут зарабатывать деньги – на заводах, а не на этом вечном «купи-продай», унаследованном из девяностых. То, что китайские инвесторы готовы помочь нам преобразить Казахстан – это звучит заманчиво. Намного заманчивее, а главное реалистичнее дутых обещаний ТС – ЕАЭС, которые так и остались колебаниями воздуха.

Открой Для Себя Казахстан

 

12