Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
7
23:58, 02 июня 2017

Кадры решают всё

В моей семье я тот самый урод, без которого никак. В том плане, что у нас никто, кроме меня так не любит оперу. Могут слушать, но время от времени и, в основном, с моей подачи. А уж того, как можно ходить на одни и те же произведения по несколько раз, вообще не понимают. На мои объяснения, что разные составы, лишь недоумённо пожимают плечами, что, дескать, текст и музыка остаются ведь те же самые. Хотя, это ведь то же самое, как если бы ZZ top-овский блюз про офигительные голубые джинсы спел Мэрилин Мэнсон, а его считалочку про прекрасных людей бы вдруг взяла Сурганова с оркестром. Совершенно иной коленкор. Правда, бывают и удачные перепевки. Часто устраивают концерты, когда артисты поют песни друг друга. Так, например, мне версия «Вопреки» от Сергея Лазарева нравится больше, чем в оригинале от Валерия Меладзе. А «Атамекеном» от первого состава группы «Парасат» просто заслушиваюсь.

Да и к тому же особая роль личного участия персоналия подтверждается даже экономической теорией. Для того, чтобы что-то начало происходить, нужны труд (кто будет делать), земля (где будет делать), деньги (на что, собственно, будет делать). Но это всё останется мертволежащей кучей без предпринимательского таланта, который знает, в каком порядке и пропорции это всё соединить для того, чтобы шестерёнки закрутились.

Опера «Трубадур» Дж.Верди в ГАТОБ идёт давно. В программке ещё указан незабвенный Султан Байсултанов. Как долго, точно не скажу, ибо год премьеры стали указывать только последние год-два в программках, которые напечатаны для новых постановок.

С прошлого сезона в роли Азучены появилась Оксана Давыденко. Несмотря на молодость и красоту, своей одарённостью талантом она добивается состояния полубезумной цыганки, у которой взрослый (пусть и приёмный) сын. Её образу безоговорочно верю.

Blog post image

Последние три года на роль Манрико приглашают Ильгама Валиева, заслуженного артиста Башкортостана, солиста Екатеринбургского театра оперы и балета. О том, как он может это великолепно исполнить, я писала тут. Краткое содержание можно прочитать там же. К сожалению, в этот раз у него были проблемы с горлом, что и пояснил на поклонах. Но, надо отдать должное, он старался.

Blog post image

В шестой картине г-н Валиев собрал все силы, чтобы завершить так, как и должно – на высокой ноте. Голос – это живой инструмент, зависящий от самых разных факторов. Как золотая рыбка в аквариуме, который всегда нужно носить с собой и беречь. Но даже чрезмерная забота ничего не гарантирует. (вот тут могла бы быть реклама, дескать читайте мою книжку «Баритон с жемчужной серёжкой в кармане», где как раз о подобном, но нет, воздержусь).

Зато 1 июня 2017 года можно сказать, что был совершенно новый спектакль.

Роль старого цыгана исполнил Азамат Малышов. Как и положено, отдал починенный меч Манрико, внёс лепту в борьбу за ЭТО (можно поставить своё, но в данном контексте сражались за Леонору, потом за Азучену).

Blog post image

Жадыра Жусупбекова была Инессой, наперсницей Леоноры.

Основная проблема старых постановок – это костюмы и декорации. О том, как опасно шатаются лестницы, больше смахивающие на строительные леса, я уже писала. Но то, во что были одеты главная героиня и её подруга – это просто за гранью. Примерно там же, где и костюмы из Аиды. Правда, «Трубадуру» повезло больше. В нём свои концертные платья ещё как то можно вписать в эпоху. С другой стороны, надо отдать должное артистам. Уже готовы не то, что не получать, а даже отдавать своё во имя искусства и себя в нём.

Феррандо исполнил в первый раз Ильяс Артагалиев. Пел очень хорошо. Ближе к концу так разошёлся, что стало на самом деле страшно аж до жути.

Blog post image

Граф ди Луна был главный ревнивец нашего ГАТОБ, как называет его Елена Петрова, Эмиль Сакавов. Могу сказать только одно – молодец.

Ну и главная звезда этой постановки – Надия Наденова – Леонора. Это просто великолепное сочетание и голоса, такого сильного, чистого и глубокого, и жизни (не просто мастерской игры) на сцене.

Blog post image

Особо хочется отметить роль хора. Кроме того, что пел и играл, но и в силу своего ограниченного состава, полагаю, что им, особенно мужскому составу, приходилось много и очень быстро переодеваться. Сторонний наблюдатель, скорее всего, ничего бы не заметил. Вот они стражники, вот - цыгане, вот - стражники и войско трубадура… А ведь это всё одни и те же люди! Низкий поклон вам за профессионализм. Кстати, в одной из картин, когда на сцене был только хор, публика не сдержалась и сорвалась на заслуженные овации, хоть и прервала течение музыки. Каюсь, я была среди них. Простите. Восхищение сдержать порой весьма трудно. А то и невозможно.

Командовал парадом дирижёр Аскар Бурибаев. И это был его лучший «Трубадур» из тех трёх за последнее время, на которых я была. Единственное, опера насыщена вокальными переливами в конце фраз. Это как завитушки на буквах, которыми украшали любовные письма XIX века. Не знаю, как было задумано у композитора, но мне бы хотелось посмаковать это красивости в более замедленном темпе, чтобы солисты успели это пропеть более сочно. Как было во второй части оперы, например, хотя там, конечно, уже больше действий, а не пространных размышлений персонажей.

Были ещё участники спектакля, о которых не написано в программке. И которые так скромны, что не вышли на поклоны. Это концертмейстер Марина Алтухова. Она исполняла партию фортепиано для Манрико, когда он пел свои серенады за сценой (под окнами замка), пока их слушала Леонора. Также это именно она подготовила для этого спектакля Эмиля Сакавова (граф ли Луна) и Ильяса Артагалиева (Феррандо). И концертмейстер, который подготовил Азамата Малышова (старый цыган) и новую (причём впервые за последние десять лет) Леонору - Надию Наденову, великолепная Асель Давлетьярова.

А также многие другие, которых мы не видим, но от этого их вклад в общее дело не стал меньше.Blog post image

Фото из личного архива Оксаны Давыденко. На фото (слева направо):Азамат Малышов, Асель Давлетьярова, Ильгам Валиев, Оксана Давыденко, Аскар Бурибаев, Надия Наденова, не знаю кто, Эмиль Сакавов, Марина Алтухова, Жадыра Жусупбекова.

Есть таки некая неисчисляемая суть личного участия, которое, в конечном итоге, и делает событие. И по факту этому не мешают ни декорации, ни платья, ни что-либо ещё. Когда в конце спектакля в глазах стоят слёзы от полного сопричастия с драмой, разыгравшейся на сцене, то забываешь о подобных мелочах, которые лишь малозначащий фон для основного.

Фотографии Елены Петровой @PetroBlog

 
7
1058
2