Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
30
04:25, 29 мая 2017

Есть ли шансы у Казахстана в глобальной гонке образования? Чтобы они были, действовать нужно уже сейчас

Помню был такой термин холодной войны - гонка вооружений. Сейчас актуальна другая гонка, невидимая, но гораздо более важная: гонка образования.

Есть большой риск того, что Казахстан не впишется в мировую экономическую систему как производитель конкурентоспособных товаров и услуг, как центр технологических компетенций, и останется сырьевым придатком (в лучшем случае), а в худшем - примкнет в когорте бедных, выключенных из мировой экономики, стран (взять тот же Таджикистан).

И здесь дело даже не в том, что текущий статус кво образования в Казахстане худо-бедно не толкает вперед население страны, а в том, что остальные страны не стоят на месте, не ждут, пока Казахстан разовьется: их система образования просто эффективнее нашей. Принцип Красной Королевы в действии.

Это все не выдумка. Вот сейчас на дворе 2017 год, и чем страна была занята в 2007 году? Готовилась ли она заранее к глобальным вызовам? Судя по списку национальных чемпионов (можете погуглить), не готовилась. В этом списке нет ни одной инновационной компании. В той же России есть глобально конкурентные предприятия, как частные (например, Kaspersky Lab), так и государственные (например, Росатом).

Есть вполне реальный риск того, что и в 2027 году мы будем вынуждены констатировать, что "воз и ныне там". Что опять "профукали десятилетие".

Вот сейчас много усилий направлено на привлечение иностранных инвесторов, но чем их собрались привлекать?

Что такого привлекательного для инвесторов в Казахстане - кроме нефти и цветмета?

Согласен, что нужно делать ставку на человеческий капитал. Но тут не все так радужно. Возьмем тот же PISA. Нам МинОбр говорит - баллы растут, однако не акцентируют, что у других стран они тоже растут. Вот в 2015 году по математике было 460 баллов - это неплохо, но у России например - 494, у Вьетнама - 495, у Польши - 504.

Вьетнам считается страной третьего мира вроде как, однако завод по производству сотовых телефонов Самсунг построил именно там. Да и печально известную игру Flappy Bird написал именно вьетнамский программист - хотя технически игра очень простая, и никто каленым железом наших программистов не отгонял от клавиатур, дабы помешать им написать похожую казуалку и выложить на условный Play Market.

Далее. Для чего мы зовем иностранных инвесторов? Что мы с них надеемся получить?

Вот например что иностранные инвесторы открывают в Польше (да, да, я люблю кейс Польши).

Blog post image

Посмотрите только, какие имена!

ABB, Siemens, IBM, Oracle, Roche, Unilever, Thomson Reuters, Microsoft, McKinsey, Motorola, Google, General Electric! Это гранды от корпоративного мира.

В Польше международные компании открывают исследовательские центры, инновационные центры, центры знаний, инженерные центры, лаборатории - наукоемкие отделы, в которые они трудоустраивают образованных поляков. А что открывают иностранные инвесторы у нас? Торговые представительства в основном.

Почему? Ну потому, что здесь нет кадров нужной квалификации, дабы открывать НИОКРы, как в Польше.

По хорошему, министерство образования - это самое важное и ключевое министерство на данный момент в Казахстане. Важнее всяких министерств торговли или индустрий, или финансов, или еще чего то. На то есть несколько причин:

1) Кроме как на человеческий капитал ставку больше делать не на что: географически Казахстан не очень удачно расположен, на туризм или на локализацию производств рассчитывать не приходится.

2) В 2005-2015 был серьезный всплеск рождаемости, поэтому нагрузка на дошкольное, школьное, специальное и высшее образование ожидается серьезная.

3) Другие страны тоже не в носу ковыряются. Беларусь например старается сделать IT-сектор локомотивом экономики, и поддерживает соответствующие образовательные программы и инициативы среди школьников и взрослых.

У Казахстан есть проблемы на каждом уровне:

1) Дошкольное образование. Тут засилье каких-то полушарлатанских маркетинговых техник, к примеру, когда из простых счетов делают некую "ментальную арифметику".

2) Школьное образование. Хорошо что учителям все-таки поднимают зарплату, однако есть другие проблемы: качество программ, бюрократия, лишняя непрофильная нагрузка на учителей.

3) Средне-специальное образование в Казахстане страдает от недостатка престижа и мониторинга за качеством программ.

4) Высшее образование погрязло в очковтирательстве, плагиате и коррупции. Еще один бич - слабые или неуместные требования к преподавателям. Я как-то смотрел резюме преподавателей экономфака КаНУ (флагман высшего образования Казахстана, на минуточку) - батюшки светы! Половина, если не две трети, из них закончили тот же экономфак КазНУ. Нет ни одного преподавателя с западным PhD. Разумеется, никто из них не печатается не то что в American Economic Review, но даже в мало-мальски цитируемых региональных научных журналах. И за эту радость КазНУ просит по 700 тыс. в год! Мрак, другого слова у меня нет.

Конечно, есть и светлые пятна - некоторые частные вузы достаточно конкурентные, тот же КБТУ, однако вузов уровня РЭШ, Физтеха, Вышки, в Казахстане все равно как не было, так и нет. У Сергея Гуриева в бытность его ректором РЭШ были статьи в American Economic Review, а Константин Сонин, бывший профессор РЭШ и Вышки, cейчас является полным профессором University of Chicago. А вы когда-нибудь слышали чтобы профессора экономики КазНУ или Нархоза брали преподавать хотя бы в региональный американский вуз? Не говоря уже о таких мекках экономики, как UChicago, Harvard или MIT.

Казахстанские дети и молодые люди, которым сейчас 3-12 лет, - кем они станут? Чему они научатся в рамках текущей системы? Смогут ли они конкурировать со сверстниками вьетнамцами, чьи родители сейчас собирают мобильные телефоны, или с поляками, чьи родители разрабатывают новые алгоритмы Deep machine learning для Google? Или с белорусами, чьи родители собирают БелАЗы или пишут компьютерные игры?

Если образование радикально и конструктивно не реформировать прямо сейчас, то к 2027 году мы опять окажемся у разбитого корыта.

30