Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 767 постов40 подписчиков
Всяко-разно
21
01:45, 26 мая 2017

Системная коррупция стала главной угрозой для Казахстана. «Я могу любого из вас взять за руку и отвести в суд» – эти слова Назарбаева актуальны как никогда

Коррупционные отношения вышли на такой уровень, что они уже начинают дискредитировать всю систему управления. Не будет преувеличением, что именно системная коррупция – это сегодня основной вызов государству в Казахстане. Отсюда и масштабы громких «посадок», развернувшихся в стране

Blog post image

Сводки «с коррупционных фронтов» поражают масштабами – в каких количествах у нас воруют. Миллиардами. На днях служба экономических расследований КГД Минфина РК пресекла схему хищения бюджетных средств, выделенных по госпрограмме «Нурлы жол» на реконструкцию автодороги «Центр – Восток» в Павлодарской области. 23 мая был задержан замдиректора Павлодарского филиала НК «КазАвтоЖол» Амантай Касымханов, которого подозревают в присвоении и растрате около 3 млрд. тенге. Схема – типичная для дорожников: замена основания дорожной одежды, использование более дешёвых материалов... Да. Воруют миллиардами и десятками миллиардов. Только за девять месяцев 2016 года, по отчётности Генпрокуратуры, по коррупционным статьям были привлечёны к ответственности 871 чиновник, из них 15 – руководители республиканского уровня, 53 – областного, 103 – городского и районного.

Парадокс, но даже громкие коррупционные дела стали быстро забываться. Объяснение простое: появляются новые – ещё более громкие. Так, около года назад завершился процесс против ОПГ бывшего председателя АО «НК Астана ЭКСПО-2017» Талгата Ермегияева, которого за получение взяток и растрату госимущества суд приговорил к 14 годам лишения свободы с конфискацией. По данным антикоррупционной службы, общая сумма хищений в нацкомпании «Астана ЭКСПО-2017» составила 10 миллиардов 200 миллионов тенге.

Из резонансных дел того же периода запомнился и так называемый «пивной путч» в Южно-Казахстанской области. Хотя преступления группировки владельца пивзавода и олигарха Тулешова включали попытку госпереворота и иные политические статьи, понятно, что основа всего этого – деньги. Вся деятельность тулешовской группы строилась на системной коррупции в разных госорганах, включая даже воинские соединения. Сам Тулешов в ноябре получил 21 год колонии за создание транснациональной ОПГ, похищения и насилие, хранение наркотиков, призывы к свержению власти, а также дачу взяток. Сроки получили и 13 подельников олигарха, среди которых были известные высокие чиновники.

Ещё на памяти министр экономики Бишимбаев, попавшийся на миллионных взятках, таможня Хоргос, где орудовали ОПГ с численностью в несколько десятков человек под покровительством руководства, чиновники из НУХ «Байтерек» и многие другое. Громкие «посадки» предыдущих лет наглядно дополняют картину. Серик Ахметов, Бергей Рыскалиев, Серик Баймагамбетов, Куандык Бишимбаев – достаточно посмотреть, чиновники какого уровня вовлечены в коррупционную сеть, чтобы сделать вывод: там, где есть эта сеть, она тесно срастается с госструктурами.

С каждым новым таким делом становится понятно, что фактически в стране идёт война между отдельными элитами, вовлечёнными в коррупционную сеть, с одной стороны, и государством – с другой. А самое опасное здесь – это как раз признаки сращения государственных органов с коррупционной сетью. Они неизбежно появляются там, где в неё вовлечён более-менее крупный госчиновник. Ведь сегодня воровать в одиночку, «самостоятельно», в этой системе никак нельзя: в каждую схему неизбежно вовлекаются десятки звеньев. Сетевая природа коррупции, которую ещё лет 40 назад известный итальянский режиссёр сравнил со щупальцами спрута (сняв сериал с одноимённым названием), опасна именно тем, что через отдельных участников она подобно раковой опухоли поражает целые государственные структуры.

Сейчас для властей наступил некий момент истины, когда уже очевидно, что коррупционные сети тотально дискредитируют государство и тем самым разрушают его. То есть, главная наша проблема – это даже не коррупция сама по себе, а претензии населения к государству в том, что оно ей попустительствует, что его представители на разных уровнях массово встроены в коррупционную систему.

Не зря именно на коррупцию обращают основное внимание оппозиционеры, в том числе и радикальные. Им не откажешь в последовательности: они знают, куда бить, знают самое больное место. Вот тот же Аблязов на днях не преминул напомнить, что коррупция – это, мол, главная беда Казахстана, и в очередной раз попытался выставить себя как борца с ней. (Хотя сам стал её прямым порождением и именно ей обязан своими наворованными капиталами.) Оппозиция пытается провести мысль, что именно на коррупции держится власть в Казахстане, поэтому, мол, «такую власть нужно ломать». И чем больше вороватые госчиновники будут подтверждать своими примерами данный тезис, тем хуже для власти.

По сути, ситуация подошла к некоему пределу, к той красной черте, когда власть оказывается перед выбором: «или – или». Или драконовскими методами тотально ломать коррупционную систему, или позволить ворам-чиновникам окончательно дискредитировать государство в глазах населения. Второй вариант, естественно, неприемлем, он попросту гибельный, поскольку несёт самые худшие сценарии. Достаточно взглянуть на пример Украины, где на волне борьбы с коррупцией произошло то, о чём мы все знаем, за чем уже четвёртый год наблюдаем с болью и горечью. Допустить такой сценарий мы в Казахстане не можем. Так что другого выбора, кроме как проводить тотальную чистку, не осталось.

Открой Для Себя Казахстан

21