Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 771 постов41 подписчиков
Всяко-разно
30
08:53, 28 мая 2017

Есть ли городская цивилизация в Казахстане? Иной раз я сомневаюсь в этом

Меня все никак не отпускает польская история с Ведьмаком 3 - несомненно, игрой десятилетия. Его производство обошлось в 35 млн. долларов и 3 года работы команды из более чем 150 человек. Вместе с маркетингом бюджет составил около 70 млн. долларов, а всего продажи на сегодняшний превысили 12 млн. копий, доход компании CD Project Red с данного проекта достиг 300 млн. долларов (розничная цифра совокупных продаж с надбавкой точек продаж разумеется гораздо выше).

Для сравнения, в Казахстане за те же деньги (35 млн. долларов) в 2005 году сняли фильм "Кочевники", который собрал в прокате... 3 млн. долларов! Позор, блядь.

Для людей, далеких от компьютерных игр, поясню, что Ведьмак 3 - это наикрутейший продукт мирового уровня, который по сложности производства (графика, постановка боев, проработка мира, музыка, диалоги, озвучка, сценарий, механика мира, ролевая составляющая) даст прикурить современным топовым сериалам, в том числе "Игре престолов". Да и по времени прохождения всех квестов (100-150 часов) Ведьмак 3 длиннее, чем большинство сериалов, та же "Игра престолов" - все 8 сезонов - будет длиться около 75 часов. Короче, это цифровой продукт высочайшего класса, если не верите мне, почитайте в интернете.

Посмотрите на Ютюбе видео о производстве Ведьмака 3 - уровень погруженности людей в проект просто зашкаливает. Люди целых три года буквально жили этим проектом. Дизайнеры персонажей, дизайнеры квестов, дизайнеры костюмов, дизайнеры открытого мира, сценаристы, команда каскадеров, специалисты по звуку, композиторы, актеры, приглашенные музыканты, проектные менеджеры - вся команда CD Project Red выложилась на полную катушку.

И вот я задумался, почему у нас такое невозможно, точнее, маловероятно. Моя гипотеза - в Казахстане нет подлинной городской цивилизации. Казахстанские города суть большие деревни, и сознание людей здесь по большому счету деревенское, не городское. Даже в Астане и Алмате.

Попробую объяснить. Как известно, средневековые европейские города, выросшие из античных крепостей и деревень, росли и укрупнялись за счет беглых талантливых крестьян, не желавший признавать власть феодала и платить ему подать. "Воздух города делает свободным" - говаривали в те времена. В города убегали талантливые крестьяне, владеющие каким-то ремеслом - профессионалы, одним словом. Они убегали в города, ища общество таких же профессионалов, как они сами. Потом уже и профессиональные организации появились - цехи - которые занимались регулированием, контролем качества, и представляли собой серьезную институциональную силу. Вся самоидентификация ремесленников-цеховиков строилась вокруг своей профессиональной полезности другим таким же профессионалам. Они презирали деревенские замашки и ментальность: затрапезность, фамильярность, коллективность, родоцентричность (в противовес профессиональному самоопределению).

Я вот смотрю на популярность обсуждения личной жизни определенных персоналий и вообще зацикленность казахстанцев на теме личной жизни, на теме поучения, порицания и обсуждения, и понимаю, что например та же Астана - это большая деревня. Это не общежитие профессионалов, это гораздо ближе к родо-племенному поселению - разумеется, с поправкой на 21 век.

Традиции образования городов как противовеса сельскому феодализму здесь никогда особо и не было. Города древности были в основном разрушены монголами, а Акмолинск и Верный (сегодняшние мегаполисы Астана и Алматы) были основаны как форпосты Российской Империи, и ремесленничество там было в основном привозное - из России или Узбекистана.

Какие уж тут свободные ремесленники? Какое уж тут городское сознание и городская цивилизация? Какая уж тут институциональность, прости Господи?

И будет ли у нас эта самая городская цивилизация вообще когда-нибудь - еще большой-большой вопрос.

30