Вопрос о равной ответственности водителя и пешехода при наезде на последних, только - только начинают обдумывать в высоких кабинетах. Но, пока государственные головы думают, водители продолжают садиться.
Куда спешить?
Сразу оговорюсь. Я – не водитель, автомашины у меня нет. Я даже не имею водительских прав. Но…
Сегодня в Алматы произошла очередная трагедия. Под колесами иномарки погиб молодой человек.
Произошло это метрах в пятнадцати от пешеходного перехода, причем, перехода со светофором. Работал он или нет в момент аварии, выяснят полицейские.
Однако… зебра и яркие знаки научили большинство наших водителей при виде их смотреть по сторонам и, беспрекословно пропускать идущих по разметке.
Стоит ли говорить о том, что делают это автовладельцы даже в том случае, если пешеход: идет в наушниках, как по тротуару; вообще не смотрит по сторонам; совершает демонстративное дефиле, словно модель по подиуму, с мыслью: «И пусть весь мир подождёт!».
А некоторые «безлошадные» делают то же самое, даже там, где и намека на «зебру» нет.
Лучше опоздать на минуту, чем на всю жизнь…
Точно так, когда я рос, как и все мальчишки с шилом в одном месте, стоя на алматинском перекрестке тогда еще улиц Горького и Фурманова, которые были исключительно для машин, учил меня мой отец, отводя в школу. Только добавлял: «…особенно, если ты никуда не торопишься».
Точно так и я учу сейчас своих детей. И, честно, хотелось бы, чтобы и другие не забывали сказать это детям, дабы после их не оплакивать. Ведь это так не сложно сделать по дороге в парк, в кино, в школу...Да куда угодно! От вас, взрослые, не убудет.
Априори виноват
Но, вернусь к основной теме.
Вот, возьмем среднестатистического человека, который мечтал, мальчишкой сидя за рулем у папы на коленках, купить себе авто в будущем.
Вырос. Накопил. Отучился на права (представим, что их везде выдают честно, после обучения). Купил машину. Поехал. Ездит себе. Год, два, три. И все хорошо. И штрафы бывали. С кем не случается.
И вот, в один из дней, едет этот человек по оживленному проспекту. Скорость допустимая – не выше той, что обозначена на знаках по обочине. В потоке. Свой ряд. И… на дорогу «вываливается» или «выскакивает» очень куда-то спешащий пешеход. Ни реакция, ни стаж вождения, ни даже чудо тут уже не спасет.
Удар, стекло «в паутинку», человек на асфальте... Все… Неравнодушные, скорая, полиция, замеры, протоколы. Как в тумане.
А на утро, следователь объяснит очень популярно, по закону: «Автомобиль – источник повышенной опасности. Должен был предусмотреть. Извини». И человек в погонах, может и сопереживает тебе, понимая, что ты был трезв, ехал по правилам и сделать ничего не мог. Но…
Что же считать «источником повышенной опасности»?
Да, когда это понятие появилось впервые в ПДД, автомобиль вполне можно было отнести к этому понятию: число транспортных средств на количество населения было мизерным.
Сейчас, к примеру, в Алматы, около 550 тысяч авто на два с половиной миллиона жителей города и пригородов, жители которых тоже ежедневно въезжают в мегаполис на личном транспорте. В общем, если посчитать грубо, получается один к трем. То есть, один автомобиль на три человека.
Вы уверены, что человек, управляющий источником повышенной опасности, сможет и на дорогу смотреть и вокруг, чтобы в три раза больший (по числу) «источник опасности» не бросился под колеса, потому, что: «…надо успеть», «…я не заметил», «…я думал, зеленый горит», «…ты ващщщще, кто такой, ты че на меня наехал»… и так далее.
Факты и предложения
Наверное, банально сейчас было бы говорить о том, что наши жизни на дорогах спасет только уважение друг к другу. Всегда будут «дураки» и «правильные». Но не факт, что вы, даже делая все по правилам, не нарветесь на первых.
Я повторюсь еще раз: «Все вышенаписанное лишь для того, чтобы каждый отвечал за себя и за свои поступки». Сбил человека на «зебре», на светофоре – отвечай, как положено. Был пьян за рулем в этот момент – садись на долго.
Но, если пешеход сам не ценит свою жизнь… Нет, не нужно водителю требовать восстановления ущерба за железо с его родственников. Но и его преследовать и сажать или ограничивать в правах, в любых – не за что!
P.S.
Я понимаю. Все моё излияние тут – всего лишь капля в «море», которое предстоит «проплыть» в решении этой проблемы, о которой говорят многие. Так пусть будет больше капель… Может и «море» станет справедливым для всех!