Путешествие в старый город по новому шёлковому пути.

Путешествие в старый город по новому шёлковому пути.

В майское воскресение мы спланировали однодневный маршрут по новой строящейся автодороге «Алматы — Хоргос» и посещение достопримечательностей города Жаркент, мечети и церкви.

В этом году заканчивается строительство участка от Хоргоса до Алматы, который будет часть транспортной автомагистрали международного проекта «Западный Китай — Западная Европа». Участок новой автодороги начинается на 24 км автодороги Алматы — Усть-Каменогорск и заканчивается в Хоргосе на границе с Китаем. Автодорога первой категории, четырёхполосная с бетонным покрытием,  длинною около 300 км. Местами автодорога прошла параллельно старой кульджинской трассе минуя все населённые пункты, а так же мимо перевала Кокпек, что значительно сократило расстояние до Хоргоса.

Начали движение по новой дороге от самого начала. Так как идёт строительство, стоят предупреждающие знаки. По многим участкам разрешено движение по одной стороне направления, доделываются транспортные развязки, мосты и путепроводы. По большей части дорога прошла по целине, открылись непривычные нам виды и пейзажи. От села Байсерке до села Шелек — степь, очень много зелени, рек, полей. От села Шелек до села Хоргос пустыня и песчаные дюны. В песках заметил деревья, очень похожие на туранги. За 300 километров пути резко меняется природа, флора и фауна. С дороги видно знаменитый поющий бархан, который находится на ту сторону реки Или на расстоянии 20 км. С постоянными остановками для фотографирования, от Алматы до Хоргоса мы проехали за пять часов, без остановок можно проехать за 3.5-4 часа. Не доезжая до Хоргоса 45 км, свернули у строящейся развязки в Жаркент и проехали по старой разбитой дороге 10 км.

Река Талгар, вид с автодороги Алматы — Хоргос

В окрестностях села Баяндай

Вид в сторону плато Борохудзир у реки Или

Строительство автодороги Алматы — Хоргос,  полоса асфальта в месте установки отбойников

Жаркент небольшой и пыльный город, как и многие в Средней Азии. В городе практически все дороги у ужасном состоянии и давно требую капитального ремонта. Застройка в основном из частного сектора. Большая часть населения — уйгуры, их дома узнаваемы большими навесами во дворах. Часто встречаются русские. В городе много уцелевшей семиреченской русской архитектуры, которая в большом количестве была утрачена в городе Верный (ныне Алматы) из за сильных землетрясений. Цены на продукты такие же как и в Алматы.

улица Валиханова, город Жаркент

Жарке́нт (каз. Жаркент /ʒɑr.ˈkent/, уйг. Яркант ) —город в Казахстане, центр Панфиловского района Алматинской области. Расположен в 300 км к востоку от Алматы и в 29 км от китайской границы. Численность населения в 2016 году составляет 43 430 человек.

Старые названия: До 1942 — Джаркент, 1942—1991 — Панфилов, с 1991 года — Жаркент.

Жаркент был основан в 1881 году, когда в результате Петербургского договора часть земель западной части Илийской долины осталась за Российской империей. На месте старых поселений, генералом Куропаткиным был основана новая деревня.

Известными уроженцами города были:

  • Вали Ахун Юлдашев (кон. 19 — нач. 20 вв.) — крупный уйгурский предприниматель
  • Абильхан Кастеев (1904—1973) — казахский живописец и акварелист, народный художник Казахской ССР, основоположник казахского изобразительного искусства.

(источник Википедия)

Первым делом решили посетить жаркентскую мечеть-музей, но она была закрыта на обед. Время скоротали на местном рынке, пообедали в столовой. В основном тут уйгурская кухня. Попробовали лагман по домашнему, было очень вкусно не смотря на то, что было много перца.

После обеда мы отправились в жаркентскую мечеть-музей. Мечеть представляет собой комплекс зданий выполненных в китайском стиле с пагодами. Такое здание пройти мимо невозможно. Очень красивое архитектурное сооружение.

Жаркентская мечеть (каз. Жаркент мешіті) — центральная мечеть города Жаркент, памятник архитектуры XIX века. Мечеть была построена в 1895 году по проекту китайского архитектора Хон Пика, по инициативе и на средства семиреченского купца первой гильдии Вали Ахун Юлдашева в центре города Джаркента (сейчас — город Жаркент). С 1982 года находится под охраной государства как памятник архитектуры и истории республиканского значения.

Общая площадь мечети 28×54 м, высота 14,5 м, высота минарета 19 м. Минарет окружён 52-мя колоннами. Антаблемент украшен деревянной резьбой. Колонны изготовлены из тянь-шаньских елей. При наращивании колонн и других деревянных частей гвоздей не применялось. Стены мечети изготовлены из брусьев, а крыша — из жести.

Интерьер украшен арабской вязью, использованы национальные орнаменты. Во дворе мечети с северо-восточной стороны расположен маленький дворик, а с южной — медресе. Комплекс мечети огорожен каменным забором высотой 2,3 м. С южной и северной сторон имеются ворота. Мечеть построена в стиле архитектуры Средней Азии.

В 1969 году началось возрождение храма, были проведены инженерные изыскания, изучены особенности строительных конструкций и декора. В 1975—1978 годах были проведены реставрационные работы, которые завершились созданием необычного для того времени музея — архитектурно-художественного комплекса «Жаркентская мечеть». В 2001—2004 годах на его частичный ремонт было выделено 26 миллионов тенге, их освоение позволило обновить крышу, привести в порядок главный портал. (источник Википедия)

макет мавзолея Омар — Тур

Вторым объектом посещения была Ильинская церковь, Храм во имя Святого Пророка Божия Илия. Увидев это здание, мы были удивлены необычным цветовым решением. Ярко зелёные купола, белые стены и деревянные башни. Смотрится очень красиво! Очень хорошее и необычное цветовое решение. Здание церкви было закрыто и во внутрь мы попасть не смогли. Так же были заметны следы недавней реконструкции.

Жаркент мы покинули по автодороге через село Коктал. Очень удивила густая растительность у выезда из Жаркента, дальше села Коктал началась привычная пустыня. На обратном пути мы сделали остановки у песчаных барханов. Необычный песчаный пейзаж с барханами дополняли многочисленные кустарники саксаула. Барханы, которые подходили близко к дороге были укреплены сетками и барьерами. Живность мы встретили ближе к Алмате в степях, увидели одного удота и ужа.

Из путешествия хотелось бы отметить новую дорогу, как часть транспортной автомагистрали международного проекта «Западный Китай — Западная Европа». Непривычно ровную и широкую, которая теперь будет связывать множество населённых пунктов с Алматой. По которой можно будет без проблем добраться до красивых мест и заповедников в юго-восточной части Алматинской области.

Песчаный бархан у автодороги Алматы — Хоргос

Уж

Оригинал статьи на моём сайте.

Оцените пост

12

Комментарии

-1
Просто поставил дизлайк...
Потому что- только одно упоминание об истинной истории Панфилова...
Просто сейчас - ВСЕ Изабыли , что у местного населения- НЕ БЫЛО своих постоянных поселений...
Кроме мест зимовок...
1
Непонятно чем это связанно с моей статье о путешествии, это же не исторический очерк.
0
А что Мечеть превратили в музей? В Мечетях так-то перерыва нет. Там службы проводят? Надо чтобы Мечеть была Мечетью, Церковь была Церковью, а не музеями и не библиотеками. Это же Храмы Божьи!
0
The landscape is peace, Zharkent looks nice. When I have the opportunity come to China I assuredly will come Silk road.
http://driving-directionsmaps.com/( driving directions)
Показать комментарии