Malirus 2017 M05 19
1965

Уповая на Бога, и веря в себя, свою интуицию, мы с супругом, не поддавшись отговорам друзей и родственников, все-таки решились поехать в Стамбул на майские праздники.

В последнее время в прессе много информации не в пользу поездок в Турцию. После всех трагических событий прошлого года и взрыва в ночном клубе, прогремевшего в новогоднюю ночь наступившего года, это совершенно неудивительно. Но если быть справедливым, то где сейчас спокойно? Европа постоянно страдает от террористических атак,  страны Юго-Восточной Азии от революций и забастовок, а в Египте вообще введено чрезвычайное положение сроком на три месяца из-за кровопролитных терактов, унесших десятки жизней этой весной.

Все вышеперечисленные направления являются самыми популярными среди нашего населения по нескольким причинам: цена и качества отдыха, облегченный визовый режим, расстояние. Конечно, необходимо быть информированным - знать, куда и когда отправляешься. Но из-за страха оказаться не в том месте и не в то время можно потерять возможность приобретения много большего.

Поэтому, уповая на Бога, и веря в себя, свою интуицию, мы с супругом, не поддавшись отговорам друзей и родственников, все-таки решились поехать в Стамбул на майские праздники. Тем более билеты у нас были невозвратные. Так что нам оставалось либо позволить сгореть им, либо поменять дату с доплатой, и все равно отправиться в Стамбул рано или поздно.

Недолго думая о том, если бы да кабы, мы прилетели в Стамбул. Погода замечательная, еда отменная, туристов тьма. Мы сразу успокоились, и все сомнения, поселившиеся в наших головах до этого, рассеялись сиюминутно.

Я заранее забронировала номер в маленькой гостинице в районе Султанахмет. Там расположены все основные достопримечательности города: дворец Топкапы, парк Гюльхане, голубая мечеть, собор святой Софии (Айясофия), гранд базар «Капалы Чаршы» и др.

Утро первого дня протекало достаточно культурно, мы отправились смотреть те самые достопримечательности, затем пообедав, и малость устав, решили вернуться в отель. После обеденного отдыха я предложила поехать в торговый центр «Истиние (Istiniye)», который заблаговременно отыскала в интернете.

Для начала мы приобрели «Istanbul kart» или стамбульскую карту для передвижения в городе. Преимущество этой карты в том, что она подходит для всех видов общественного транспорта: трамваи, метро, автобусы и паромы. Причем купить можно одну на двоих, достаточно лишь загрузить немного денег и использовать единовременно.

Сев в трамвай и обнаружив большое количество фанатов местного футбольного клуба Бешикташ, мы сообразили, что все они выходят на конечной остановке, возле известного стадиона “Водафон”, где тем вечером должна была состояться игра двух самых сильных команд Турции - Бешикташ и Фенербахче, так называемое “дерби”.

Мой муж, человек совершенно неравнодушный к футболу, выяснив данное обстоятельство, естественно забыл обо всех наших планах. В тот момент ему хотелось одного -  попасть на матч. Мы решили испытать удачу и отправились за билетами. Каковым было наше разочарование, когда мы узнали, что билетов нет. Оказалось, что даже я, совершенно равнодушный к футболу человек, и то захотела увидеть игру. Окунувшись в эту атмосферу, испытываешь совсем иные чувства. Люди шли и шли, каждая группа болельщиков напевала свой гимн. Чувствовался какой-то адреналин. Местами были слышны споры между спешащими на матч людьми, настолько они яростно хотели попасть в стадион. Из стадиона доносились аплодисменты, предвкушающие начало игры. Было здорово.

Тогда и нарисовался «добрый маг», предлагающий билеты по спекулятивной цене. Раз пришли и настроились на игру, значит – судьба, решили мы. Сторговав первоначально предложенную цену до 400 турецких лир (100 евро где-то), мы все-таки приобрели их. И уже счастливые, наконец, подойдя к входу в стадион, выяснили, что билеты-то недействительные. Сейчас конечно это все смешным кажется, но поверьте, в  тот момент мы были очень разочарованы. И это очень мягко сказано.

Найти того мужика уже было невозможно. Да и нужно ли?! Я как представила, что за разборки с ним нас могут депортировать, так желание искать его сразу улетучилось. Сделав вид, что все в порядке, мы решили забыть об этой ситуации и продолжить свой путь туда куда он и был направлен.

К сожалению, оказалось, что мы очень много времени потратили в этой суете, поэтому в мол мы приехали уже к закрытию.  В итоге ни пошопиться не удалось толком, ни поесть. В отличие от наших молов, в их торговых центрах вместе с магазинами закрываются и все точки общепита в 22:00 ровно.

Выйдя из этого ТЦ, поход в который я планировала так долго, мы попали под ливень. Взяли такси и поехали в свой район. В городе были страшные пробки из-за матча, который к тому времени уже завершился. А счетчик в такси все крутился. Заплатив, таксисту n-ую сумму, мы поняли, что на сегодня с нас довольно приключений.

В первый же день нашего там пребывания, мы сделали вывод – нужно держать ухо в остро, ведь это Восток,  а не Европа!

С таким намерением и отправились в гранд базар «Капалы Чаршы» во второй день,  один из древнейших и крупнейших рынков планеты.

В «Капалы Чаршы», как и положено восточному рынку, можно найти все: золото, серебро, шелк, специи, ковры, кожу. Не успеешь ступить на порог, как зазывалы со всех сторон налетают, предлагая свой товар. У всех разные цены. Не ошибетесь, если отнимите 40% от предложенной торговцем цены и начнете удаляться. Они позлятся, но в итоге будут бежать за вами и еще уговоривать купить у них товар. Хотя не рекомендую покупать в первой же лавке. Сравните цены, поторгуйтесь еще, даже для интереса, и вы поймете насколько они искусны в торговле. Ценников нигде нет, создается впечатление, что цены они берут не с потолка, а считывают с лица потенциального покупателя. Иногда чувствуешь себя ну совсем дурой. Кстати, сдачу они давать не считают нужным или обязательно недодадут. Сначала это ужасно злит, а потом даже смешно становится. Бдительность развивается. Принимают как лиры, так и евро, и доллары если надо тоже. При этом, евроценты не любят, только бумажные купюры подавай.

Намерение быть начеку так и не удалось сохранить до конца поездки. Все-таки на отдыхе. Хотелось расслабиться и не думать о таких вещах, как неправильно посчитанная сдача и др.

В районе Султанахмет гуляет очень много туристов, поэтому зазывал там великое множество. Будьте бдительны! Многие из них говорят по-русски, среди них даже есть наши бывшие соотечественники. Они предлагают экскурсии по расположенным там достопримечательностям со словами, что “для вас как для бывшего соотечественника я сделаю хорошую скидку”. Не поддавайтесь. Всегда покупайте билеты только в кассах! При входе во все крупные достопримечательные места стоят терминалы с аудиогидами практически на всех языках. Лучше воспользоваться ими, тем более цена за аудиогид копеечная.

Стамбул - город контрастов, и это проявляется во всем. Очень много как нищих, так и богатых, разъезжающих на дорогих автомобилях людей. Также на улицах города полно бродячих, но стерилизованных собак, равнодушно лежащих на земле (стерилизована и привита ли можно понять по специальной отметке на ухе).  Цены на один и тот же товар скачут от места к месту. Город бурлит. Все приветливы. Жаль только что за приветливостью чаще всего кроется желание обдурить.

Еще одно из моих наблюдений, это то что местное население обильно курит и активно разбрасывает мусор. Город показался грязным.

В целом, несмотря на недавно прошедший референдум, в городе спокойно. О том, что несмотря на это, все-таки вероятность беспорядков есть, можно понять по многочисленным экипажам полиции, курсирующим в местах скопления народа и постоянно дежурящим автоматчикам на входе во все крупные достопримечательные места. Усилена охрана также и в аэропорту, теперь досмотр проходят и провожающие, если желают войти в аэропорт. Кроме того на входе во все торговые центры, крупные рынки стоят металлоискатели, сотрудики безопасности проверяют содержимое сумок. И это правильно, как мне кажется. Чувствуешь себя увереннее.

Самое приятное в Стамбуле – это, конечно, вид на море, который можно лицезреть практически со всех концов города. Рыбные ресторанчики вдоль набережной и в целом турецкая кухня просто не поддаются описанию, настолько все вкусно! Одни их сласти чего стоят: пахлава, разновидности лукума, кадаиф, халва и т. д. Для гурманов - это рай на земле. Даже турецкий кофе, густой и крепкий на вкус, мне очень понравился.

Пишу я об этом как-будто в первый раз побывала в Турции, но поверьте мне, Стамбул  никак нельзя не выделить. Его нужно увидеть, чтобы понять почему!