Кто кому и где Чужой?

MadinaR 2017-5-17 12:50
838
2
7
0

О фильме "Чужой: Завет". Если задуматься о том, что является извращённой логикой, а что разумной, то возвращаемся к тому, что для нас Чужое, а что Своё.

Чего можно ожидать на предпоказе космического ужастика «Чужой: Завет»?

Выдержка из википедии: «Чужой: Завет» (англ. Alien: Covenant) — американский научно-фантастический фильм режиссёра Ридли Скотта, являющийся непрямым продолжением фильма «Прометей» и второй частью приквел-серии фильмов о Чужих и шестым фильмом во вселенной Чужих. Главные роли в фильме исполнили Кэтрин УотерстонМайкл ФассбендерДжеймс Франко и Нуми Рапас.

Лично я погрузилась в понятийную часть, словно заново изучая язык. И определения слов менялись по ходу действия.

Вот, к примеру, слово «Чужой».

Конечно же, Вы помните красавца из предыдущих частей, у которого многорядная челюсть, а кислотная слюна с шипением разъедает металл.

Чужой? Без сомнения. Но это если рассматривать, что корабль – наш дом, а подобная животинка пришла к нам без спроса и с явным намерением убить. Немного поспойлерю, но определение этого слова для меня менялось несколько раз, причём больше двух.

Или вот «Завет». В оригинале это звучит как «Covenant». Помню, были у нас по работе заморочки с соблюдением ковенант. А проще говоря, условий договора. Так вот и со словом «завет» были свои ассоциации, которые по ходу фильма раза три навешивались на разные понятия. Ну и с ковенантами как с условиями, которые надо во что бы то ни стало выполнить, если хочешь достичь целей, на которые решился, беря на себя договорные обязательства, тоже, в общем-то, всё довольно очевидно. А кто не соблюдает элементарные правила безопасности на чужой планете, простите, сам дурак виноват.

Как блогера, который довольно часто пишет об опере, меня заинтересовали музыкальные произведения, так или иначе упоминаемые в фильме. «Призрак оперы» и «Верни меня домой» - это, конечно, хорошо, но остановиться подробнее хочется на «Восхождении богов на Валгаллу» из оперы «Золото Рейна» Рихарда Вагнера.

Те, кто знают и любят это произведение, а то и все четыре части «Кольца нибелунгов», где «Золото Рейна» - пролог, уже, скорее всего, поняли, о чём фильм, ибо квинтэссенция момента  Восхождения отражает эпический финал. Кому интересно, можно почитать тут. Мой же полёт мыслей акцент на Вагнере отнёс в совершенно иные дали.

Как известно, отдельно сама по себе его музыка считается высоким искусством, венцом творчества, если можно так выразиться. Но вот субъективная оценка композитора, его взглядов, а также роль его произведений в истории трактуется всячески. Вот одна из точек зрения. Даже включение его симфоний в концерт порой вызывает недовольство публики, как это видно из этой статьи.

И вот тут возникают два слоя, которые даёт отсылка к музыке Вагнера.

С одной стороны, это изначальное деление на Чужих и Своих. Что, априори, своих мы защищаем при любых обстоятельствах, а Чужих, если они угрожают Своим, уничтожаем, не раздумывая. Если такой подход подкрепить превосходством при изначальном создании, то можно перейти к чистому виду того, что уже пройдено в истории и закреплено в памяти.

А второй слой - это то, что можно считать прекрасным. Музыка Вагнера чудесна, но для кого-то это не только поток звуковых волн, это ещё и сопровождение биографических и исторических фактов. Так и в фильме. Творчество индивидуума потрясает своей красотой и логичной завершенностью. Оно восхищает и действует умиротворяющее. Для меня это и есть та самая башня из слоновой кости, где можно упиваться созиданием. Но вот вопрос, что при этом создаётся? Оно может быть прекрасно само по себе, но выпускать это за пределы пробирки безумно опасно. А может быть, по какой-то (возможно, извращённой) логике, именно в общем пространстве оно обретёт свой смысл и чудовищный размах? Если задуматься о том, что является извращённой логикой, а что разумной, то возвращаемся к тому, что для нас Чужое, а что Своё.

Но и это понятие Ридли Скотт переворачивает с циничностью младенца. Кто для нас прямо Свой-Свой? А что, если близкий человек лишь тот, ради которого рискуешь собой, теми, кто рядом, кто от тебя зависит, и проигрываешь? Что, если родной человек может поддержать в трудную минуту, но тем же самым делает слабее и уязвимее? Ведь если жить в условиях, когда только сам себе друг и товарищ, то и рассчитываешь только на себя, а значит ты - со всех сторон укреплённая крепость без неприкрытых в самый неподходящий момент тылов.

Господа, сходите в кино и посмотрите этот фильм. Но не просто ради сюжета, который вполне классический и, положа руку на сердце, угадываемый. И даже не ради спецэффектов, которыми довольно сложно нас сейчас удивить. А именно со стороны смысловых вилок и подтекстов. И скажите, какая позиция Вам ближе? Кто для Вас Чужой?

Оцените пост

7

Комментарии

1
Поправлю Вас, слюна не кислотная - только кровь.
0
Спасибо! Сразу видно истинного фаната. Жаль, я не от киностудии, а то бы с удовольствием вручила бы Вам приз за внимательность.
В текст вносить изменения не буду. Пусть останется штрихом несовершенства...
Показать комментарии
Дальше