Yvision.kz
kk
yviMUSIC
yviMUSIC
581 постов3 подписчика
14
12:10, 15 мая 2017

Люби правильного Бибера, или Что мы знаем о старинной музыке?

Сегодня в Алматы случилось в своем роде событие уникальное. Ансамбль старинной музыки D'EL'SA Consort дал свой первый полный концерт. Звучала музыка XV-XVIII веков. Во всем мире исполнение старой музыки - обычная практика. У нас это произошло ВПЕРВЫЕ. Впервые в Алматы полный концерт был посвящен этой музыке. Вдумайтесь в это.

Blog post image

Когда наш современный человек говорит "музыка" - он в 99,8% случаев подразумевает весьма узкий и крайне бедный материал, который одним словом можно охарактеризовать как "песни". Древнейший жанр, не терявший своей популярности, в современной культуре ставший мышление-образующим (если позволите). Некоторые подумают о клубной и инструментальной музыке (тоже в большинстве на основе песен).Совсем немногие "эрудиты" подумают о классической музыке и вспомнят имена Баха, Моцарта, Бетховена, Верди и Чайковского. Напеть мелодии, естественно, не смогут (если не учились в музыкальной школе).

Между тем, мы плаваем на самой поверхности этого тысячелетнего океана и зачастую ленимся не то что погрузиться, а и просто - опустить лицо ниже уровня поверхности и заглянуть на пару сантиметров вглубь.

Мы плохо знаем музыку XVIII-XX веков, и совсем не знаем той музыки, которую люди слушали раньше. Это так называемая "добаховская" музыка. Бах, единственный, кому удалось разделить всю музыку на две эпохи - "добаховскую" и "послебаховскую". А между тем эти глубокие эпохи таят невероятное количество сокровищ, совсем иное звучание, другие краски, которые, как старые фрески Джотто - не тускнеют и издали светят нам чистым и ясным светом.

На фоне эпидемий чумы и холеры, истребительных войн, возникновения и падения империй люди так же радовались, грустили, любили и ненавидели и сочиняли удивительную музыку, которой наполняли свои замки, дома и храмы, и в которой божественная природа приобретала строгие правила гармонии, формы и композиции. Это эпоха совсем других жанров, в основе драматургии которых не лежал конфликт, порожденный сонатной формой и расцветший в безбожную эпоху романтизма. Основные жанровые пласты - это полифония (искусство разговора равноправных собеседников) и вариации (познание целого через множество его граней).

В Алматы старинную музыку мы почти никогда не слышали. Редчайшие исполнения отрывков в сборных концертах, в основном - музыка первой половины XVIII века - Бах, Вивальди. Несколько раз я слышал Генделя. Несипбаев играет Букстехуде и Пахельбеля. Всё.

Потому, когда я осенью наткнулся на новый ансамбль, который задуман как проводник именно старой музыки - я несказанно удивился. Я понял, что наше искусство дозрело до нишевых продуктов (как, например, подобный ансамбль современной музыки "Игеру"). Я старался попасть на выступления D'EL'SA Consort, но впервые получилось только сегодня.

И я не был разочарован; сегодня был первый концерт, в котором выступали только они и только со старинной программой.

Одним словом, это уже само по себе огромное событие для культуры Казахстана. Мы становимся действительно открытыми миру, усваиваем культуру, ставшую общечеловеческим достоянием. Мы вылезли из пеленок и школьных рюкзачков. Нам, в широком смысле, стала интересна культура, которая даже образованной прослойке общества была (и, по существу остается) чуждой. Думаю, это стоит отметить на скрижалях взросления нации. Это не пафос - это факт.

Я не буду много говорить об этом замечательном коллективе - гугл вам в помощь. Я расскажу о музыке.

Меня порадовал подбор программы - она не грешила однобокостью, как это часто бывает на наших концертах. Звучали разные произведения из разных эпох и культур. Это очень важная положительная черта руководителя коллектива - правильно составить программу. Звучали произведения как совсем неизвестные (и даже неизвестных авторов), так и вполне популярные (конечно, для тех, кто с этой музыкой знаком).

Так, начали с известной музыки Жана-Батиста Люлли из комедии Мольера "Мещанин во дворянстве". Уже по этой музыке стало ясно - как далеки мы от той культуры и как мало мы слышали звучание эпохи до XVIII века. Непривычные уху формы и звучание. Я хорошо знаю эту музыку, потому отметил не всегда чистое интонирование и почти полный отказ от сложных украшений, характерный для французской музыки. Музыка Люлли (как и вся музыка XVII века, эпохи Людовика-Солнце), увита украшениями, она "финтифлюшечно" изощренна.

Кому интересно - есть роскошный фильм "Король танцует" - о той эпохе, жизни Люлли и его дружбе и вражде с Мольером; посмотрите, не пожалеете. Так же советую послушать первые минуты "Te Deum" Люлли - вы будете в восторге. Только в эпоху барокко умели так торжествовать и славить человека и Бога, только тогда так яростно пели трубы и так гордо звучал человечески голос:

Далее прозвучал Третий из знаменитого цикла кончерто-гроссо Франческо Джеминиани, До-мажор. Современник Вивальди, работавший в более традиционном стиле. Кончерто-гроссо - это всегда диалог группы солистов (кончертанто - в данном случае скрипка и виолончель) и всего остального состава. В этом исполнении этот диалог не был выпуклым, как бы хотелось, создавалось впечатление, что музыканты играют просто по очереди и тутти. И конечно, смазала впечатление слишком длинная пауза между третьей, медленной частью - и финалом. Третья часть традиционно заканчивается на доминанте, чтобы с минимальным перерывом, не больше 1-2 секунд, на отрывистом и четком ауфтакте кинжально вонзиться в игру финального аллегро. Здесь пауза была невероятно длинной и от этого финал прозвучал откровенно вяло.

Вообще, инструментальная музыка барокко - очень ясная по своей форме, эмоциональному содержанию и особенно динамике. Ей несвойственны такие нюансы, как крещендо или диминуэндо (нарастание или затухание звука), ферматы, замедления или ускорения темпа. Она - цельная. Но стремление "романтизировать", "обогатить" звучание приводит к обратным результатам - теряется динамическая цельность барочной формы, где форте - это четкое форте, а пиано - настоящее пиано, без полутонов.

Следующее уникальное произведение - Одна из самых известных скрипичных сонат великого и совсем неизвестного нашему слушателю Генриха Бибера - Sonata representativa. Нет, не того Бибера. Другого. Любите правильного Бибера!

Blog post image

Blog post image

Бибер для меня - эдакий Босх музыкального барокко. Его эксперименты со звуком - это фантастические прозрения, на которые не решались даже композиторы XX века! Послушайте его "Битву" или Брюссельскую мессу... Это музыка, в которой звучит каждая точка пространства. Музыка красочная, невероятная, невозможная. Непривычная нашему уху.

Бибер был виртуозом скрипки, но не на итальянский тартиниевско-вивальдиевский лад, а на свой. Немецкий. Алгебра его гармонии, невероятные и "неправильные" настройки струн на скрипке помогали добиваться удивительных эффектов. Мы услышали это сегодня в его сонате - там была и кукушка, и лягушка, и кошечка, и курица с цыпленком. А соловей и Марш мушкетеров, почти полностью процитированный из уже упомянутой "Битвы" - это поразительно негармоничное (на наш тупой тонико-доминантный слух), но удивительно прозрачное звучание...

Исполнение скрипичной музыки Бибера - задача крайне сложная как со вкусовой, так и с технической точки зрения. Солист и по совместительству руководитель ансамбля Дина Курманалинова - с ней достойно справилась.

В вокальном блоке концерта звучали прославленные арии из опер барокко - "Альцина" и "Ринальдо" Генделя и "Фарнак" Леонардо де Лео. Оба этих композитора - великие оперные мастера своего времени. Их оперная музыка, одно время забытая, активно возрождается в Европе последние 100 лет. В Казахстане ее пока не слышали.

Солировала в этих ариях блестящая Зарина Алтынбаева - украшение нашей сцены.

Blog post image

Я много похвального уже говорил об этой певице. Она обладает очень техничным голосом (на мой вкус - наиболее техничная из наших современниц) с прекрасным прозрачным девственным тембром. Я очень рад, что она стала регулярно петь репертуар барокко - это лучшая школа, вершина мастерства.

В то же время ее сегодняшнее исполнение показало, к сожалению, однобокость нашей казахстанской вокальной машины. Вердиевский репертуар, под который заточено обучение в консерватории и школа в наших театрах - растляет певцов, и они невольно поют барокко в вердиевской манере. За это я не устану ругать репертуарную политику наших театров.

Впрочем, Зарина, Заря - любое свое выступление умеет сделать прекрасным. Я слушал с закрытыми глазами, как и всегда, но ясно ощущал ее артистическую энергию. Не самый лучший день для ее голоса, особенно в первой, бравурной и очень техничной арии де Лео, где не всё блестяще было спето, зато - замерший зал в прекрасной, светлой и грустной, великой и известнейшей арии из "Ринально" Генделя.

Хоть и не Алтынбаева поет - но насладитесь и вы:

В конце вечера Зарина Алтынбаева солировала в так же известной арии из оперы "Альцина" Генделя, и  вместе с баритоном (по совместительству - гитаристом) на бис исполнила замечательный дуэт, в манере мадригалов Монтеверди, но, кажется, немного более позднего письма.

Прозвучало еще несколько менее известных произведений, почти все - в жанре чаконы или пассакалии (очень популярный тогда жанр, вариации на неизменную тему в басовом голосе).

Одна из жемчужин вечера - La Folia: Rodrigo Martinez - роскошная пьеса в духе вольт елизаветинского двора (но более ранней эпохи), с бассо остинато, гитарой, ударными и соло на виоле, которое исполнила на альте солистка ансамбля Ольга Калько.

Отдельно хочется выделить мастерство ударника. В старинной инструментальной музыке очень много ударных (поскольку по существу она - танцевальная), этот блок замечательно заполнил всего один музыкант, причем, при помощи вовсе неаутентичных инструментов (например, кахона), которые, однако, звучали очень уместно. Замечательное, мастерское исполнение! (к сожалению, не нашел его имени пока нигде, но мы о нем еще услышим).

Впрочем, все музыканты, весь коллектив - большие молодцы.

В целом, безусловно, этот вечер был одним из лучших в моей музыкальной жизни.

Конечно, о манере исполнения можно долго говорить и спорить. Понятно, что мы услышали не то что неаутентичное исполнение, а даже во многих местах - не барочное (возвращаясь к манере звукоизвлечения и особенно темпам и звуковой динамике). Это - наша привычка и наше воспитание на музыке XIX века. Повторюсь, сам по себе бесценен тот факт, что появился такой ансамбль и теперь мы будем чаще слышать старинную музыку, и новые поколения музыкантов и слушателей будут расти на этом удивительном материале, и исполнительская стилистика будет становиться все более и более аутентичной, отражающей стиль и характер эпохи.

Не сомневаюсь, что благодаря этому замечательному ансамблю мы наконец сможем услышать Монтеверди и Рамо, Шарпантье и князя музыкантов - ди Венозу, Телеманна и Габриэле, Бёрда и десятки других великих и прославленных имен, неизвестных в Казахстане. А может быть - мы услышим и известные, но не исполняемые у нас циклы - "Музыкальное приношение" Баха, "Розарий" Бибера? Может быть - со временем усилится вокальная группа - и мы будем слушать вокальную музыку той эпохи (а лучшие образцы - именно там). Очень на это надеюсь.

И с точки зрения потребителя скажу - сегодняшний билет - одна из моих лучших инвестиций в жизни. С удовольствием буду ходить на них еще. Понятно, что такие проекты очень часто держатся только на энтузиазме их участников - желаю этому чувству у участников ансамбля только крепчать, учить слушателя и учиться самим.

В следующий раз, ребята, увидев в афише или соцсетях название D'EL'SA Consort - забудьте все - и идите. Вы не пожалеете. Это другой мир, все время живший рядом с нами и тихо ждавший, когда мы повернемся к нему лицом, чтобы начинать открывать свои тайны. А пока вы не придете в зал, на концерт - вы этих великих и манящих тайн не узнаете.

 

На КДПВ, конечно же - Зарина Алтынбаева))

14