«… что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?»
Шумная реклама фильма «Большой» и трейлеры, которые я увидела еще в марте, настроили меня на то, что я НЕПРЕМЕННО увижу этот фильм на большом экране. А известие о том, что на предпоказе фильма будут балерины и танцовщики балета из нашего ГАТОБ, добавило радостного предвкушения.
И что же? И как же? Пританцовываю ли я от удовольствия после этого фильма? Потеснила ли свои любимые шедевры, поставив "Большой" рядом с ними на полку? Оставлю интригу до конца статьи, а пока расскажу о том, ЧТО ЖЕ БЫЛО НА ПРЕДПОКАЗЕ.
ЧТО БЫЛО НА ПРЕДПОКАЗЕ 10 МАЯ
Верхний этаж, где находится зал номер 9 кинотеатра «Kinopark 11», радостно бурлил.
Тут были и журналисты, и блогеры, и бомонд, и, конечно, представители нашего оперного театра.
Было приятно и необычно видеть балетную труппу «в штатском». Я не упустила случая и пообщалась с артистами балета Канатом Каражановым и Айгуль Дуйсековой.
Айгуль Дуйсекова - вторая слева, а фото Каната Каражанова с предпоказа я не нашла. Наверное, уклонялся от "щелчков" фотокамеры
Айгуль Дуйсекова уже лет пять как моя любимая балерина, еще с тех времен, когда я совсем нечасто бывала на балетах. А с Канатом Каражановым мы познакомилась в конце прошлого года и с тех пор периодически общаемся.
Эти два персонажа еще появятся здесь, высказав свое мнение о фильме, а пока вернемся снова к репортажу.
Это был первый проект в рамках сотрудничества между сетью кинотеатров "Кинопарк" и ГАТОБ. Теперь в кино перед сеансами будут крутить ролики оперного театра и выставлять рекламу репертуара ГАТОБ в холлах кинотеатров.
И, конечно, сейчас, когда близится премьера балета "Коппелия", в рекламе будет сделан акцент именно этот балет, и перед фильмом "Большой" показывался ролик, снятый ГАТОБ специально к премьере этого балета.
А в ГАТОБ, в свою очередь, появится реклама кинофильмов. Правда, пока непонятно, в каком виде, но все равно идея мне нравится.
Я всегда - за мир и дружбу между всеми людьми и разными жанрами.
К слову о премьере балета "Коппелия". Состоится она 20-21 мая, и, безусловно, заслуживает внимания, потому что это:
- красочный
- веселый
и
- легкий для восприятия
спектакль.
И хорошо подходит (по моему скромному мнению) для начала знакомства с классическим балетом.
Продолжаю о том, что происходило в холле.
А было много всего интересного.
Например, разыгрывались билеты в кино и в театр.
Выступили: руководитель оперной труппы Ляйлим Имангазина (на фото - слева) и руководитель балетной труппы ГАТОБ Гульжан Туткибаева (на фото - справа).
Прямо здесь же, в холле, на фоне трейлера к фильму "Большой" артистами ГАТОБ были показаны фрагменты из балетов.
Вообще, довольно сюрреалистическая, на первый взгляд, картина - балерина в пачке и на пуантах у входа в кинотеатр.
Адажио из балета "Корсар" (А.Адан) исполнили Айман Егисбаева
и Архат Аширбек.
"Лебедь" К.Сен-Санса - Наргиз Мирсеидова.
Адажио из балета "Жизель" (А.Адан) - Асель Аскарова и Рустем Имангалиев.
А потом представительницам слабого пола подарили белые розы.
Удивительно то, что подаренная мне роза, пережив двухчасовое лежание на полу во время киносеанса, часовое - во время моего полуночного ужина в Essentai Mall и неаккуратное обращение с нею по дороге домой, тем не менее, выжила.
И вот уже третий день она радует меня своей белизной и свежестью. А моих котов вдохновляет на попытки отъесть у нее оставшиеся листья.
О ФИЛЬМЕ - ПРЕДСТАВИТЕЛИ БАЛЕТА
Будучи в состоянии некоторого разочарования после сеанса, я испытала острое желание узнать, что об этом фильме думают сами "балетные".
Огромная благодарность КАНАТУ КАРАЖАНОВУ, АЙГУЛЬ ДУЙСЕКОВОЙ и ГУЛЬЖАН ТУТКИБАЕВОЙ, что поделились своими (очень ценными для меня!!!) мнениями.
Меня интересовали три вопроса:
1. ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ о фильме.
2. Есть ли в фильме НЕТОЧНОСТИ, с точки зрения артистов балета.
3. Если бы вы снимали фильм о балете, О ЧЕМ или О КОМ бы он был? Документальный или художественный?
================================
Айгуль Дуйсекова, балерина ГАТОБ:
1. В целом фильм снят очень хорошо, актёрский состав мне понравился. Показали практически всё, что мы переживали в школе во время учебы. Думаю, что режиссер смог донести до зрителя, что балет - это КОЛОССАЛЬНЫЙ ТРУД.
2. Как человеку, работающему в этой сфере, мне кажется. что В ФИЛЬМЕ ВСЕ СЛИШКОМ ДРАМАТИЗИРОВАНО. Но это - кино, поэтому для зрителей, не знающих всю кухню, наверное, всё воспринимается по другому.
И еще - в фильме не была показана ЛЮБОВЬ К СВОЕЙ ПРОФЕССИИ, ЛЮБОВЬ К ЗРИТЕЛЯМ. Это удивительное чувство - танцевать на сцене и дарить прекрасное людям. Несмотря на то, что бывает сложно...
3. Я не думала о том, чтобы снимать фильмы о балете! :-) Но если бы была такая возможность, сняла бы фильм про выдающегося педагога Мальбекова Эдуарда Джабашевича.
====================================
Канат Каражанов, заместитель руководителя балетной труппы ГАТОБ:
На фото Канат Каражанов (в центре) с артистами китайского балета
1. Уже хорошо то, что Тодоровский обращает внимание людей на наш вид искусства. Это - всегда "плюс" для балета. Конечно, фильм "Черный лебедь" - более зрелищный, но в "Большом" есть свои плюсы. В целом - симпатичная сказка.
2. Было заметно много неточностей:
- Одну из героинь фильма почти сразу сделали прима-балериной в Большом театре. Не так-то просто стать примой, на самом деле.
- Слишком бросалось в глаза неуважение учениц к своим учителям. В балете это - нонсенс!
- Фильм называется "Большой", а о Большого театра мы там, собственно, толком и не увидели. Уместнее было бы назвать фильм "Академия", ведь почти все события разворачиваются именно там.
- Французский танщовщик в фильме - 40-летний, а по виду ему - под 60. И он говорит о том, что "какая это драма - каждый раз терять в прыжке миллиметр". На самом деле, век артистов балета - очень короткий, после 38 уже теряешь в прыжке каждый раз не миллиметр, а гораздо больше.
- Маме Карины (балерины - соперницы Юли) не стоило устраивать закулисные игры, чтобы оттеснить Юлю, потому что Карина - и так красивее, артистичнее, и танцует она лучше.
3. Я бы снял ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ О БАЛЕТЕ без излишних "красивостей", но и не только "муки у станка". Я не считаю, что надо скрупулезно показывать трудности, с которыми сталкиваются артисты балета. Когда журналисты просят меня рассказать о всех этих сложностях, я говорю им: "Зачем это вам? Ведь самое главное происходит на сцене! Для этого весь наш труд. И на это должен быть сделан акцент".
P.S. Кстати, я вспомнил, что пару лет назад к нам в ГАТОБ и в училище приезжали как раз для этого фильма искать балерин.
=======================================
Гульжан Туткибаева, Руководитель оперной труппы ГАТОБ, Народная артистка Республики Казахстан, Кавалер Ордена "Курмет":
1. Фильм - неплохой, но, на мой взгляд, немного затянутый. Особенно мне понравилось, как сыграла девочка-подросток.
В принципе, все это - достоверно, и самое важное, на мой взгляд, что хотел донести до зрителя режиссер: балет - это искусство для избранных, и в то же время в нем трудятся простые, обыкновенные люди.
2. Про неточности, совсем мелочи. Обычно говорят: "Надоело эту массу танцевать", а в фильме: "Надоело этот кордебалет танцевать". Но это - совершенно не принципиально.
3. Если бы я снимала фильм о балете, он был бы о какой-то яркой личности из этой сферы.
=======================
Еще раз поблагодарю артистов балета за то, что поделились своими первыми впечатлениями. Мне всегда интересно после просмотра любого тематического фильма узнать, сколько в нем "художественного вымысла", а сколько - правды, и что о нем думают специалисты.
Ну, и, теперь, как и обещала
МОЕ МНЕНИЕ О ФИЛЬМЕ "БОЛЬШОЙ"
Фильм меня не вдохновил. Более того, я считаю, что детям, которые мечтают о балете, его показывать не нужно.
Я увидела в фильме психологические сложности, физические трудности, непростые будни и адские нагрузки, с которыми сталкиваются дети, решившие посвятить себя балету.
Но я не увидела, РАДИ ЧЕГО ВСЕ ЭТО. В фильме не было света. И даже не было намека свет в конце тоннеля. Был только свет рамп – холодный, слепящий глаза и призрачный.
Не было понятно, зачем и юные, и взрослые балерины так истязают себя, что их ведет на этом пути, что ими движет и дает им силы. То, что напрашивалось само собой - амбиции.
Здоровые амбиции - это хорошо. Но это - точно! - не первое и далеко не единственное, что ведет артистов балета на этом пути, во многом сходном с духовным самосовершенствованием.
Ведь именно за это мы и любим балет - за то, что он неуловимо "включает" в нас самое лучшее, поднимает над землей, настраивает нас, как музыкальный инструмент, на гармоничное звучание.
Не увидела я в фильме и то, как на своем пути артисты балета духовно утончаются, расцветают, как каждодневное соприкосновение с искусством преображает их, делает нереально красивыми в любом возрасте.
Картина Сергея Калмыкова "Балерина на фоне облаков"
Ну, и, что немаловажно - и про это я уже прочитала в какой из рецензий - в фильме было мало МУЗЫКИ. Она не осталась во мне, она не звучала, когда я выходила из зала.
В памяти остались лишь унылые картины захолустного города и глаза главной героини перед ее триумфальным выходом на сцену, в которых не читались ни победа, ни счастье, ни предвкушение исполнения мечты.
И. чтобы закончить свой пост на приятной ноте, обращусь к фильму "Черный лебедь".
Потому-то он так и притягателен для меня, что, вспоминая его, я слышу музыку, чувствую легкость, радость и вижу свет. В фильме показаны и любовь, и раскрытие себя, и преображение.
(Фотографии с предпоказа предоставлены ГАТОБ, кадры из фильма взяты с бескрайних просторов интернета).