«Большой». Фильм с большими амбициями, но спорной подачей

Янина Коптелова 2017 M05 12
1080
3
22
0

Хотели как лучше, а получилось как всегда — этой фразой можно описать где-то девяносто девять процентов российских фильмов и вышедший недавно в прокат «Большой» исключением не стал.

Хотели как лучше, а получилось как всегда — этой фразой можно описать где-то девяносто девять процентов российских фильмов и вышедший недавно в прокат «Большой» исключением не стал. Хвалить ленту трудно, а вот за что ругать, тут даже голову ломать не приходится – причин для неудовольствия (лично моего) вагон и маленькая тележка.

Фильм, как известно (или нет) снял Валерий Тодоровский, и по закону жанра мне бы следовало сейчас прочитать вам небольшую лекцию о «Стилягах», «Оттепели», «Оптимистах», но ничего этого я делать не буду и на то есть причина, ибо «Большой», герой сегодняшнего обзора, вообще никакого отношения к перечисленным продуктам телеиндустрии и кинематографа не имеет. Я бы даже сказала, что «Большой» и к Тодоровскому никакого отношения не имеет тоже, ведь именно такое впечатление кинолента производит, но факт есть факт - режиссёр у нас он, только почему-то в это верится с большим трудом. И если вы смотрели те самые «Стиляги», «Оттепель» и надеетесь, вообще хоть на что-то надеетесь, то лучше бы вам прямо сейчас взять и перестать. С надеждами пришла пора распрощаться!

«Большой» не сказать, что хорошо пиарили, про фильм не многие слышали, и это плохо, ибо если нет рекламы, нет и зрителей, но трейлер, который показывали в кинотеатрах производил приятное впечатления, потому что тема балета интересная, нераскрытая в российском кино, а наличие кино мастодонтов в актерском составе, в лице Фрейндлих и Домогарова никакое другое впечатление кроме приятного произвести не могло. Например, моя мама, посмотрев тизер тотчас же заявила, что на «Большой» пойдет в кино обязательно, и я пришла к выводу, что сделав ставку на привлечение, уж позвольте так выразиться, возрастной группы зрителей создатели фильма не прогадали. Но и не выиграли джекпот.

Так как описывать сюжет фильма неблагодарная работёнка мы прибегнем к старому блогерскому способу и обратимся к сюжетному синопсису с Кинопоиска.

Юная и необычайно талантливая танцовщица Юля Ольшанская из маленького шахтерского городка вытягивает «счастливый билет»: её замечает бывший артист балета Потоцкий и прочит будущее великой балерины, достойной главной сцены страны. Однако для того, чтобы стать бриллиантом, любому, даже самому выдающемуся алмазу, требуется огранка, и путь на легендарные подмостки Большого театра для Юли лежит через стены балетной школы, где опеку над непокорной провинциалкой берет еще более своенравная преподавательница Галина Михайловна Белецкая. Превращение в приму потребует невероятного самоотречения, и Юля на собственном опыте должна будет убедиться, что большой балет — это не только белизна пачек, золото лож и скольжение шелковых лент. Но никакие препятствия не остановят того, у кого есть Большая Мечта.

И прочитав это дивное описание, перейдем к любимому – разбору полетов.

Если за что—то «Большой» и можно хвалить (а похвалить ведь надо, без этого никак), то разве что за смелую попытку раскрыть тему, до сего момента прибывающую в российском кинематографе не просто в тени, а где-то далеко-далеко на задворках. Ну не снимают ничего про балет, и в принципе понятно почему – тема довольно специфичная и показать ее на экране, чтобы не получить потом гнилой помидоркой в лицо, проблематично – тут много нюансов, а нюансы всегда приводят к сложностям, что закономерно. С кастингом и актерским составом у «Большого» тоже проблем нет – все на своих местах, никто не переигрывает или не доигрывает, все органично, местами спорно, что в прочем не имеет никакого отношения к самой актерской работе, а является сомнительной заслугой всех остальных создатели фильма.

В общем, представьте себе, что на одну чашу весов мы сгрузили актеров и попытку снять кино про балет, а сейчас начнем загружать минусы, тяжеловесные и беспощадные.

«Большой» страшно, не побоюсь этого слова, затянут. Фильм идет два часа пятнадцать минут и если подумать, это не три часа, и не так уж много, но воспринимается кинолента трудно, медленно, тягомотно и что тут греха таить – скучно. И скучно в основном потому что «Большой», во-первых, странно смонтирован, и во-вторых, музыкально пуст, то бишь саундтрека кот наплакал, его почти нет и это катастрофа. Нельзя снимать фильм на такую тему без хорошего саундтрека, нельзя позволять, чтобы девяносто процентов киновремени сопровождалось одними только голосами актеров, местами невнятно бормочущими, и шумами на фоне. Здесь нужна музыка, она просто необходима, но ее нет, а та, что есть, не цепляет, не запоминается и  не радует.

Про странный монтаж – так уж получилось что «Большой» пытается охватить огромный такой кусок времени и рассказать про детство, юность и отрочество главной героини. И не было бы в том никакой проблемы, если бы не одно но – продемонстрировать нам историю девушки придерживаясь хронологического порядка, создатели не захотели, решив прибегнуть к модной системе беспорядочных флешбэков спонтанно сгруппированными с событиями из «настоящего». В итоге получается не история, а что-то комковато-путанное и бестолковое. Вникнуть в сюжет вы сможете без труда, но, пожалуй, можно было спокойно обойтись и без этих прыжков во времени.

Назвать «Большой» красивым у меня тоже язык не поворачивается, потому что фильм в плане визуальщины обычный, что странно, ведь у Тодоровского все всегда красивое и глаз радующее, потому-то я вначале поста и написала, что создается впечатление, будто фильм снимал вовсе не Тодоровский. Откуда взялись эти сомнительные планы, почему камера дрыгается, что со светом/цветом и почему все такое серое?

Да и сама история никакой оригинальностью не отличается, она клиширована, довольно стандартная, не удивляет и не пытается.

Добавьте ко всему перечисленному слитых героев, героев нераскрытых или раскрытых плохо, лишние сцены, не несущие смысла, но растягивающие хронометраж, и сцены, которых явно недостает и получите «Большой» - фильм с большими амбициями но спорной подачей.

Итог – по моему мнению «Большой» не предназначен для широкого круга зрителей. Этот фильм больше походит на артхаус, ведь фирменными плюшками российского артхауса напичкан до отказа, начиная с «музыкальной пустоты» (почти все артхаусные фильмы музыкально пусты), заканчивая фирменными дрыганьями камерой и абсолютно не нужными, но якобы глубокомысленными сценами. Потому собираясь в кино на «Большой» будьте готовы к тому, что это не мейнстримно попсовое кино и оценить его сможет далеко не каждый.

Хочу поблагодарить за приглашение на предпоказ и его проведение "Kinopark 8 IMAX 3D" и лично Нарину Рамазанову

Оцените пост

21

Комментарии

0
спасибо большое. наверно, не пойду.
0
Я думаю, вам все равно стОит сходить - все тки тема балета...
0
Да, вы правы 1000 раз! Скучно и главное - НЕ ВДОХНОВЛЯЕТ!!! А сам балет - вдохновляет.
Показать комментарии