Интригу названия раскрою сразу. Двигатель оперного спектакля - это дирижёр. Теперь те, кто зашли случайно, могут заняться другими делами, а для остальных продолжу разглагольствовать о «Богеме» Дж.Пуччини, что ставили 28.04.2017 в ГАТОБ.
Итак, дирижёр - это двигатель. Безусловно, есть много разных других деталей, без которых спектакль просто не состоится. Это как в машине без генератора, колёс, оси, фар, в конце концов. Этого, как его… Ланжерона (без понятия, что это, но слово красивое). Но вот то, что задаёт темп и дает импульс всей махине во время движения - это дирижёр. В последнее время убеждаюсь в этом всё чаще и чаще.
Так, в пятницу на «Богеме» командовал парадом ДЖУЗЕППЕ АКУАВИВА (ИТАЛИЯ).
Если мне вдруг кто сейчас будет цитировать, дескать «наше хают и бранят… А казы местное едят», то скажу в ответ, что и у нас есть такие зажигалочки, а не просто махуны. Просто сейчас речь о Богеме. Да и впервые видела, как человек сразу и танцует, и поёт, причём временами в голос великолепным баритоном, при этом дирижирует, но с таким смаком от ощутимого удовольствия, что хочешь не хочешь, но полностью падаешь в реальность оперы со всеми её смешными до колик от хохотания и грустными до слёз сцен.
Действующие лица и исполнители:
Рудольф, поэт………………………………… ХАЛИД НУРАЛИЕВ
Марсель, живописец………………………… АНДРЕЙ ТРЕГУБЕНКО
Шонар, музыкант……………………………..ОЛЕГ ТАТАМИРОВ
Коллен, философ……………………………..СЕРИК АУКАТОВ
Бенуа, домохозяин…………………………….КАЙРАТ ОМИРБЕКОВ
Альциндор, богатая особа……………………..АЗАМАТ МАЛЫШОВ
Мими……………………………………………ВЕНЕРА АЛПЫСБАЕВА первое исполнение
Мюзетта…………………………………………ЗАРИНА АЛТЫНБАЕВА первое исполнение
Разносчик………………………………………. АРТУР ГАБДИЕВ
Студенты, гризетки, продавцы, покупатели, солдаты, прислуга в кафе, дети и другие.
Симфонический оркестр, хор Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая
Режиссер-постановщик – ЛЯЙЛИМ ИМАНГАЗИНА, заслуженный деятель РК
Художник-постановщик – ВЛАДИМИР КУЖЕЛЬ
Главный хормейстер - АЛИЯ ТЕМИРБЕКОВА
Надо отметить, что при таком мощном движке и все остальные отыграли на 120%. Первые исполнения прошли на ура. Как и вторые, пятидесятые и сотые. Всё было более, чем достоверно, чисто вокально (на мой скромный ух) и душевно. Хоть, конечно, медные, особенно в начале, и несколько заглушали солистов.
Но кроме восторгов по поводу исполнения хотелось бы обратиться к самому сюжету. Надо отметить, что эту оперу я несколько раз уже смотрела и слушала в нашем ГАТОБ. И почти всегда полное сопереживание происходящему, будто только так и должно быть: «ах, судьба-злодейка, что разводит любящих людей…» Но вот накануне пятницы послушала версию на русском языке. Да ещё и 1948 года записи. То есть эмоции притуплены трезвым осознанием ситуации. А она заключается в том, что группа инфантильных молодых людей живёт аки пташки Божии - откуда какая милость свалится.
И еда, и любовь.
А получится погулять за чужой счёт - так вообще здорово.
Никаких «в богатстве и бедности, в болезни и здравии». Как только выяснилось, что у Мими чахотка в самой поздней стадии, то «иди, дорогая, найди другого». И эта пара прекрасно зеркалит с другой - Марселем и Мюзеттой, где она ему прямо заявляет: «ты что мне, ха-ха, муж, чтобы какие-то требования выставлять?»
Вдаваться в преимущества и недостатки института брака и свободной любви не буду. Это тема других блогеров. Меня же в данном случае потрясает то, что один и тот же текст и музыка в живом исполнении, да ещё и в таком роскошном, воспринимается совершенно иначе, чем в записи. Наверное, в театре при правильных составляющих включается нечто абсолютно нерациональное, но тем и особо ценное и прекрасное, которое находит изящество и совершенство в том, что при холодном и расчётливом рассмотрении оказывается совершенно иным. Мистика… Но, видимо, именно за этот отрыв от земли, за эту некоторую невесомость мы и любим театр.
Фотографии Елены Петровой @PetroBlog