Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 772 постов41 подписчиков
Всяко-разно
6
04:40, 04 мая 2017

На заводе, производящем первый казахстанский бензин стандарта Евро-5

Неделю назад я был в городе Аксае Западно-Казахстанской области. Недалеко от города расположен достаточно интересный нефтеперерабатывающий завод "Конденсат". Почему было интересно изучить его опыт? Во-первых, это первый завод в Казахстане, который стал выпускать топливо экологического стандарта К5. Во-вторых, это самый успешный пример малотоннажного завода, мощности которого изначально планировались, чтобы обеспечить потребности области. В-третьих, интересен опыт модернизации для более глубокой переработки сырья.

1. История завода начинается с 1992 года, когда было создано предприятие, главной задачей было построить малотоннажный завод мощностью 400 тысяч тонн в год на территории Карачаганакского газоконденсатного месторождения. 5 августа 1993 года был заложен первый камень и началось строительство. Но уже в феврале 1994 года у учредителей не было средств для продолжения работ, и деятельность на строительной площадке приостановилась. В октябре 1994 года было решено провести акционирование, что позволило привлечь средства, а в 1995-1996 годах получить кредитование из банков Канады, Чехии и Израиля под гарантии со стороны правительства. В апреле 1997 года закончилась транспортировка основной части оборудования из Канады, а 8 сентября 1997 года завод посетил президент страны Нурсултан Назарбаев, нажавший пусковую кнопку подачи напряжения на технологическое оборудование. В конце прошлого года был запущен бензиновый завод, на настоящее время было уже произведено более 25 тысяч тонн бензина, которые были в основном были реализованы на территории Западно-Казахстанской области.

Blog post image

2. Меньше месяца назад, 10 апреля 2017 года, АО "Конденсат" ввела в эксплуатацию секцию ваккумной перегонки проектной мощностью 250 тысяч тонн. Финансирование проекта на 30 % было осуществлено за собственные средства, на 70 % был предоставлен займ на 11 лет размером 56,5 млрд тенге от дочерней организации холдинга "Байтерек" - АО "Банк развития Казахстана".

Blog post image

3. Секция вакуумной установки позволяет увеличить выпуск лёгкой продукции из остатка атмосферной перегонки, то есть увеличить глубину переработки и выпускать продукцию с более высокой добавочной стоимостью. Из новой продукции, которая будет производиться благодаря новой установке: дистилляты, которые используются для производства автомобильного бензина и дизельного топлива (122 тыс. тонн в год), вакуумный газойль (113 тыс. тонн в год), гудрон (около 45 тыс. тонн в год). Цель - повысить глубину переработки до 90 %.

К концу года планируется завершить проект по выпуску дизельного топлива экологического класса К5. В планах по проекту - выпуск до 200 тыс. тонн продукции в год, что должно удовлетворить потребности западных областей страны в качественному дизтопливе. В настоящее время до запуска установки завод продаёт производимое сырьё для дизтоплива на другие заводы.

Blog post image

4. Краткий принцип действия установки:

В качестве сырья для установки используется остаток атмосферной перегонки (грубо говоря, мазут). Он поступает в сырьевой резервуар. Далее насосами прокачивается, в галерее теплообменников нагревается за счёт отходящего тепла продуктов (гудрон, вакуумный газойль), то есть используется вторичное тепло, чтобы не нагревать дополнительно. Нагревается до температуры 420-430 градусов и по трубопроводу поступает в вакуумную колонну. Вакуум нужен для того, чтобы не было термического разложения продуктов. За счёт вакуума происходит мягкий процесс разделения (ректификации) на гудрон, вакуумный газойль и компонент дизельного топлива.

Blog post image

5. Производимые на новой установке продукты являются более ценным сырьём. Например, гудрон имеет гораздо большую добавленную стоимость, чем мазут. Естественно, что у дизтоплива, которое планируется производить уже в этом году, она ещё выше.

Blog post image

6. Генеральный директор АО "Конденсат" Эдуард Джунусов поделился в том числе мыслями о сдерживающих факторах для развития производства в Казахстане

"Хотелось бы производить больше. Сейчас есть ряд барьеров, как рыночных, так и административных, которые мешают производству. В частности, сейчас есть очень большая разница между акцизами на импорт и производство. То есть импортированное российское топливо облагается, как ни странно, акцизами в разы меньше, чем на собственное производство, что даёт очень большое преимущество для российских производителей. Мы, конечно, этот вопрос поднимаем перед правительством и будем добиваться достижения справедливой акцизной политики.

Также мы будем налаживать поставки бензина в другие области Казахстана, если потребуется, то и в Россию. Хотя в России действует противоположный принцип - заградительные барьеры, они импорт стараются ограничить. Мы тоже будем поднимать этот вопрос, потому что у нас Таможенный Союз, должна быть единая акцизная политика: у нас не должно быть преимуществ для импортёров, у них не должно быть заградительных барьеров".

Blog post image

7. Первая линия завода, на которой происходит атмосферная перегонка.

Blog post image

8. На территории завода.

Blog post image

9. Вид с секции вакуумной перегонки на бензиновый завод. В прошлом году в Аксае впервые в Казахстане стали производить высокооктановые бензины марок АИ-92 и АИ-95, которые компания продаёт через свои и сторонние заправки.

По словам директора завода в беседе о ценах на бензин в области: "Там, где вы увидите на заправках бензин по 130 тенге, это наш бензин - я вам обещаю. Бензин, который привозится из России 137-143 тенге".

Судя по этим словам, маржинальность у завода невысокая, потому что хоть в соцсетях и говорится о том, что нужно увеличить качество топлива, чтобы улучшить экологию, большинству населения всё равно, что качество топлива выше, они всё равно не готовы за него платить цену, более высокую, чем за некачественное, что тоже является проблемой для развития.

Blog post image

10. Из новых технологий - две установки, которые конденсируют возникающие пары и возвращают их обратно в производство, чтобы не выбрасывать их в атмосферу.

Blog post image

11. Объекты для хранения топлива.

Blog post image

12. Строительная площадка будущей установки по гидроочистке дизельного топлива. Особенно зимой, дизтопливо в области завозится в основном из России, предприятие планирует после ввода в эксплуатацию закрыть потребности Западно-Казахстанской области по нему.

Blog post image

13. Факел завода.

Blog post image

14. Пункт управления.

Blog post image

П.С. Если хотите следить за обновлениями моего блога, подписывайтесь также на мои аккаунты в соцсетях:

канал в Телеграме: https://telegram.me/yakovfedorov

Твиттер: https://twitter.com/YakovFedorov

Фейсбук: https://www.facebook.com/theyakov

Инстаграм: https://www.instagram.com/yakovfedorov/

6
2036
3