Yvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
8
01:53, 12 мая 2017

ТАКСИчное кино. Исповеди между водителем и пассажиром

Очевидно, что люди в разных странах имеют уникальные ментально-культурные особенности, которые для неподготовленного туриста могут оказаться крайне неожиданными, пугающими или даже враждебными.

Но руководствуясь своими крайне субъективными наблюдениями могу сказать, что как бы мир не изменялся, существуют такие люди, деятельность и нравы которых, мало отличаются от страны проживания. Этим критерием нормы могут быть таксисты, они становятся гидами по неизвестному городу, недооцененными шутниками, главными в стране экспертами по политическим и экономическим вопросам.

Именно такси, пропускают через себя все виды характеров и судеб людей всех мастей. С внедрением Uber и Яндекс.Такси, эти качества немного потускнели, но колоритность водителей подавить очень сложно.

Несмотря на большой потенциал данной тематики, кинематографисты нечасто прибегают к ней. Снять роуд-муви в городских джунглях, при этом не покидая или почти не покидая, главного героя фильма (непосредственно сам автомобиль и его повелителя) нетривиальная задача, ведь удержать зрителя у экранов очень сложно. Подобные картины являются зачастую фильмами ни о чем, в них беседуют о разноплановых вещах, но все это может не вести к какой-то цели, приоритетами станут только «одноразовые» друзья (как выразился Тайлер Дерден) и их короткие путешествия до пункта назначения.

Я знаю только два таких фильма, в остальных, сюжет имеет ответвления и изменяет главным действующим лицам, харизматичным современным извозчикам.

 

«Ночь на Земле» (Night on Earth), режиссер: Джим Джармуш, 1991 год

Blog post image

Джармуш - главный любимец американского независимого кино, способного снять фильмы с непревзойденным визуальным стилем, глубокой философией либо отсутствием (на первый взгляд) и того и другого. После набора короткометражек «Кофе и сигареты» или полнометражного его дебюта «Более странно, чем в раю» поражает прием, при котором можно с интересом смотреть на этот калейдоскоп бессвязных разговоров. Но это работает и затягивает.

Краткое описание: одна ночь, пять городов (Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Париж, Рим, Хельсинки), пять историй от смешных до трагичных. Все эти истории складываются между водителями такси и пассажирами, эти люди, скорее всего, не увидят друг друга больше никогда, но это не мешает им делиться самым сокровенным.

Blog post image

Лос-Анджелес. Девушка-таксист (Вайнона Райдер) везет из аэропорта в дорогой район города ангелов, агента по подбору актеров. По дороге водитель много возмущается, курит и рассказывает свои планы и мечты. В конце пути пассажирка делает неожиданное предложение пройти пробы и попробовать себя актрисой на, что героиня Райдер отказывается.

Нью-Йорк. Иммигрант из Германии пытается таксовать по городу, при этом, его совершенно не зная. Дополнительные трудности вызывают языковой барьер и неумение пользоваться автоматической коробкой передач. Он подбирает негра Йо-Йо по дороге, и они меняются местами. Оказывается, водитель работал раньше в цирке. Теперь таксист показывает свое мастерство, а его пассажир становится таксистом.

Париж. Чернокожий таксист родом из Африки подвозит незрячую девушку и при этом, задает неуместные личные вопросы о том, как она воспринимает мир, наполненный темнотой. В ответ пассажирка рассказывает таксисту, что она обладает своим особенным мироощущением и «видит» мир куда лучше его. Таксист ей не верит, в ответ она определяет район Африки откуда таксист родом по его акценту. После прибытия в пункт назначения женщина покидает такси и через несколько мгновений таксиста ждет небольшая трагикомедия, вызвавшая улыбку у слепой пассажирки.

Рим. Сексуально озабоченный таксист (Роберто Бениньи) подбирает пассажира священника и решает по пути ему исповедаться, рассказывая свое сумасшедшее прошлое, со всеми аспектами полового созревания и сопутствующими отклонениями. Пошлые истории таксиста вгоняют священника в краску, но водитель, не разбирая дороги куда-то едет и при этом, не останавливает поток слов. Герой Бениньи говорит и не замечает, что его пассажир возможно умер.

Хельсинки. Трое пьяных друзей садятся в такси с тоскливым водителем (Мика). Один из пассажиров в отключке, а двое других рассказывают причину их вечернего пьянства. У спящего друга произошел худший день в жизни, его выгнали с работы, разбили машины, а жена выгнала его из дома. В ответ водитель рассказывает им свою историю, повергшую в шок пассажиров. Жена водителя родила, недоношенного ребенка и врачи постановили, что долгожданная дочь не проживет и недели. Мика нашел в себе силы не любить ребенка, чтобы не разбивать собственное сердце, но маленькая дочь не покидала этот мир. А когда Мика решил, что его ребенок будет жить и разрушает психологический барьер, дочь умирает.

 

«Такси» (Taxi), режиссер: Джафар Панахи, 2015 год.

Blog post image

Краткое описание: обычное такси колесит по улицам Тегерана, водитель подбирает и развозит различных людей, выслушивает их истории, порой смешные, порой бредовые, но так или иначе, эти истории связаны со всеми ограничениями и особенностями Исламской Республики Иран. Ничего особого в этом такси нет, за исключением водителя, ведь это лауреат множества европейских кинопремий режиссер Джафар Панахи, которому запрещено снимать кино до 2030 года.

 

Описывая какой-нибудь довольно странноватый фильм господина Панахи всегда требуются пояснения, в частности определения его роли в кино и в собственной стране. Ведь политические препоны являются главным его двигателем в желании снимать. Для мирового кино Джафар Панахи это символ борьбы против режима, в 2010 году режиссер был обвинен в антиправительственной деятельности и власти наложили запрет на съемки в течение 20 лет. Препятствия со стороны государства, включая изъятие паспорта не мешают режиссеру заниматься кинематографической деятельностью, он после запрета умудрился снять несколько фильмов и стать лауреатом престижных кинофестивалей, а Европарламент присудил Панахи премию имени академика Сахарова.

По сюжету фильма, сам Панахи колесит по Тегерану и подвозит людей от мелких торговцев DVD-дисками и двух женщин, везущих аквариум к некоему священному источнику, чтобы спустить туда золотую рыбку в конкретное время до правозащитницы и родной племянницы Панахи, которая в школе получила домашнее задание снять любительский фильм на допустимые в Иране темы. История, как таковая не имеет ни начала ни конца, она наполнена суетой, которая пронизывает огромный шумный Тегеран. Пока люди со своими проблемами сменяют друг друга за окнами проносятся однотипные прожженные солнцем, светло-коричневые здания.

Так как, запрет на кинематографическую деятельность никто не отменял, то в машине были смонтированы цифровые камеры и вырезан люк для необходимого уровня освещения. В итоге, в качестве актеров указан только сам режиссер и отмечено, что отсутствие прочих имен в титрах направлено на безопасность последних.

В сухом остатке, таксисты выполняют роль проводников по любимому городу. Так, что не нужно терять такой пласт людей, выполняющих роль барометра социального развития общества, да и выражения, вроде: «Сколько же в городе ментов!» или «Бензин страшно подорожал!» никто не отменял.

8
851
2