Народный автомобиль: какие модели олицетворяют казахстанское общество?

Papawa 2017 M04 13
2658
32
86
0

В Казахстане насчитывается около 4 миллионов автомобилей, и сегодня я буду выбирать самый народный из них. Так как тема достаточно нова для Ювижна, поправляйте меня в комментариях, если что.

В Казахстане насчитывается около 4 миллионов автомобилей, и сегодня я буду выбирать самый народный из них. Так как тема достаточно нова для Ювижна, поправляйте меня в комментариях, если что. Для того чтобы вы понимали, что я имею в виду под словосочетанием «народный автомобиль», попробую раскрыть свою идею на примере нескольких автомобилей. Пусть это будет праворульная «Mitsubishi Pajero», «Toyota RAV 4», ну, и какой-нибудь «Mercedes-Benz» в 190 кузове.

Мои критерии «народности» автомобиля

Почему все три машины не народные? «Pajero» мне встречается довольно часто, но я бы не назвал эту машину народной, как минимум по трем причинам: во-первых она праворульная, во вторых большой объем, и в-третьих, цена немного больше, чем обычный народ может себе позволить.

«Mercedes-Benz» в старом кузове –  распространенная модель в Казахстане, но тоже народным это авто не назову. Почему? Потому что «Мерседесом» управлять в зимнее время нужно уметь, а это может делать не каждый, поэтому их гораздо меньше, чем переднеприводных автомобилей.

На «RAV 4» хотел бы остановиться чуть подробней, попробовав заодно изобразить портрет владельца, без которого этот обзор будет выглядеть не полным. Возможно, иногда портреты будут не совсем точными, поэтому прошу поправлять меня в комментариях.

Итак, привычная на всех наших дорогах «Toyota RAV 4». Самый дешевый «RAV 4» на автомобильных сайтах стоит 1 млн тенге, следовательно не каждый гражданин Казахстана может ее себе позволить, если учитывать, что основное население у нас, все-таки, с достатком ниже среднего. Машина практичная и до мозга костей железа женская. Есть и мужчины, которым нравится эта машина, но это не большинство.

Претенденты на «народный» автомобиль

Для анализа и выявления народного автомобиля предлагаю взять наиболее популярные модели автомобилей в Казахстане. На мой взгляд, это одни из самых первых автомобилей в нашей стране, которые приходят на ум при упоминании фразы «народное авто»:

  • «Lada Priora»
  • «Daewoo Matiz»
  • «Daewoo Nexia»
  • «Volkswagen Golf»
  • «Toyota Camry»
  • «Hyundai Accent»

1. «Lada Priora»

Этот «заниженный таз» пользуется спросом, в основном, у молодежи. В каждом городе, или ауле можно увидеть «Приору». «Приора» - довольно практичная машина. Неплохой дизайн кузова, хорошо держится на трассе. Большинство делает свой выбор в пользу этого автомобиля по причине дешевизны самого авто и его запасных частей, ну, и все-таки это  Жигули ВАЗ Лада, а значит можно и самому попробовать поковыряться и заменить запчасти, не прибегая к помощи специалистов СТО.

Цена. Ладу «Приору» можно купить и за 500 000 тенге, если хорошо поискать. Поэтому большинство считают выгодным взять за 500-600 тыс. тенге «Приору» 2007 года объемом 1,6, нежели какого-нибудь «японца» или «немца» 90-х годов за такую же цену. 2007 год и 1990 год – разница есть, не так ли?

Портрет владельца. Владелец «Приоры» - чаще всего, молодой парень от 18 лет до 25 лет, гоняющий по району. Машина покупалась под отца и, скорее всего, на его деньги. Отец ведь всю жизнь ездил на «Жигулях» и знает толк в российском автопроме, поэтому всегда может посоветовать, как поменять ту или иную запчасть своими руками. Водитель авто гордится своими титановыми дисками и уровнем заниженности своего автомобиля. У него обязательно в багажнике лежит огромный сабвуфер, иногда размером на весь багажник. Этот саб включен практически всегда, за исключением тех моментов, когда нужно бабушку отвезти к родственникам.

«Приора» доступна по цене, на первый взгляд неплохо выглядит, относительно свежий год выпуска, дешевая в обслуживании. «Ладу Приору» можно по праву назвать «Народным автомобилем».

2. «Daewoo Matiz»


Вспомнилась песенка-пародия таксиста Русика на Тимати «Дэу Матиз - низкий низ».

«Матиз» - машина суперэкономичная, 0,8 л объем делает свое дело. Машина хоть и популярная и встречается каждый день на дороге - это авто не народное. Маленький багажник, маленькая машина, маленькое все...

«Матиз» – идеальная машина для города. Существенная часть населения Казахстана еще не живет в городе и даже если живет, то на выходные мотается к себе в деревню – это факт. Попробуйте на «Матизе» проехать 300 км не по городу, тогда вы меня поймете. Дорогу по трассе «Матиз» может держать хорошо только в очень опытных руках, лучше на трассу на такой машине не выезжать – сдует J «Матиз» не плохая машина – но создана исключительно для города. Хуже «Матиза» только пылесос двухместный, видели наверно таких по городу.

Цена. Стоимость «Матиза» сильно варьируется от состояния и года выпуска. Если говорить о дешевых, «народных» моделях – то можно найти «Матизик» 2006, 2008 г.в. за 400-500 тыс казахстанских. Пошарьте в «Колесах» и обязательно найдете. Цена очень даже «народная».

Портрет владельца. Я вижу два совершенно разных владельца:

Первого владельца «Матиза» я бы описал как мужчину среднего возраста, лет 30-35. Средний рост - 1,70 м ну или меньше. Обычно нигде не работают и перебиваются мелкими заработками или работают охранником. Часто таксуют по городу, т.к. это экономично. В аул ездят на «Матизе», потому что это тоже экономично.

Второго владельца  «Матиза» я вижу девушкой 25-30 лет. Скорее всего, это ее первая машина, и папа покупает ей такую машину для того, чтобы ее не жалко было стукнуть (машину конечно). Чаще всего, работает в мелкой конторе и машина нужна для эксплуатирования в режиме «работа-дом».

Подведем итог. Я считаю, что «Матиз» – не «народная» машина, потому что она маленькая и не совсем удобная на трассе. Багажник –  не вместительный. Машина исключительно для города.  Ну, и где вы видели казахстанца, который бы любил мелкие машины?

3. «Daewoo Nexia»

Наверное, у многих из нас есть внутренняя неприязнь к этим автомобилям. Все «Нексии» у меня ассоциируются с таксистами, ВСЕ. У меня даже есть свой закон для «Нексии»: «Если едешь по правой полосе, и впереди тебя едет «Нексия», бери ее на обгон как можно скорее».  «Нексия» обязательно остановится, если кто-нибудь начнет голосовать. Машина дешевая, запчасти дешевые, не капризная, иногда можно и своими руками все отремонтировать.

Цена. Самая дешевая «Нексия» стоит около 300 000 тенге (хотя, сомневаюсь, что на ней далеко можно уехать), а самая дорогая доходит до 2,5 млн тенге.  Если же покупать «Нексию» в «масле», то она вам обойдется от 3 млн тенге до 4 млн тенге в зависимости от комплектации. В принципе, б/у модель доступна многим казахстанцам, поэтому их так много.

Портрет водителя. Портрет водителя «Нексии» схож с водителями «Приор» и «Матизов». Владелец этой  машины - заядлый таксист, его основной заработок. Вообще, у нас таксует вся страна, и неважно, на какой машине. Водитель «Нексии» живет в нижней части города (Алматы), а таксует в верхней части, потому что там ставка выше, и не спрашивайте у меня, откуда я это знаю. Иногда водители «Нексии» приезжают из других городов (чаще всего, это ЮКО) и таксуют здесь месяц, а потом уезжают к себе и отдыхают месяц. И это true story, я лично встречал такого водителя, он мне рассказывал, что таких как он –  много.

На рынке я пока не вижу, кто бы смог составить конкуренцию «Нексии», и считаю эту машину наиболее распространенной и доступной для общей массы населения Казахстана. Думаю, вы со мной согласитесь, что «Нексия», как и «Приора». заслуживает звания «народный автомобиль».

4. «Volkswagen Golf»

«Гольф» – это «Нексия» 10 лет назад. Этот маленький «Вольскфаген» был очень популярен в Казахстане в течение последних лет 10, пока не вышла «Нексия» на рынок и не задавила «Гольфиков». «Гольф» -  машина практичная, экономичная, у моего отца даже был «Гольф». Отец часто разбирал сам свою машину, если нужно было поменять запчасти. У моих соседей тоже были гольфы. Сейчас их в разы меньше, мода на «Гольф» прошла.

Цена. Самый дешевый «Гольф» «на ходу», который я встретил на «Колесах», стоит 200 000 тенге. Одна зарплата офисного клерка в Алматы. Есть и подороже, у них и тех состояние намного лучше.

Портрет владельца. Владелец «Гольфа» (кроме владельцев «Гольфов» новых выпусков) живет в деревне / ауле и ездит на «Гольфе» по полям, представляя, что он управляет кроссовером. Зачастую владелец старенького гольфа проводит время не за рулем, а за сборкой двигателя.

«Гольф» я бы назвал «народным» автомобилем, но опаздал со своим обзором на лет так 8-10. Сейчас «Гольф» уже не в моде, и он уже – не частый гость казахстанских дорог по сравнению с той же «Нексией».

5. «Тойота Камри»

Рассматривать будем «Toyota Camry» стареньких годов, «Камри» суровых 90-х в 10,15, и некотрые в 20-м кузове тоже подойдут в эту категорию. «Сороковки» и «Пятидесятки» сразу отметаем от звания «народного авто» из-за их недоступности по цене основной массе населения.

«Камри» – это мечта любого казахстанца. Желательно – «Камри» 40-ка или 50-ка. Ну, а кто пока не накопил на 40-ку, пойдет и 10-ка. Примерно так утешают себя владельцы десятого кузова «Toyota». «Camry» -  очень хорошая машина, как в городе, так и на трассе.

Цена. Цена на «Camry», навярняка из-за ее популярности, всегда держится и падает очень медленно. Например,  «Camry» начала 90-х дешевле 500 000 тыс тенге найти будет трудновато, но можно, если поторговаться и поискать.

Портрет водителя. Состоявшийся мужчина  от 30 до 40 лет. Считает, что его автомобиль олицетворяет солидность и успех. Мне кажется, что «Camry» 90-х годов всегда либо серого, либо серебристого цвета. Водители обычно ведут себя спокойно, но если вы его подрезали, то он догонит вас, сам подрежет и будет с вами гоняться всю дорогу, пока ваши пути не разойдутся. Сами никогда не пропускают, а если пропускаешь их – никогда спасибо не скажут. По вечерам сидят как замороженные статуи перед телевизором на диване.

«Камрист» считает себя хорошим водителем, нарушающим правила не больше одного-двух раз в день, тогда как все вокруг нарушают правила бессчетное количество раз. Обладатель «Camry» живет во всех районах города, можно встретить и в аулах, и в маленьких городах.

«Toyota Camry» присоединяется к «Приоре» и «Нексии» и получает статус «народный» автомобиль  в моем обзоре. Кто еще, если не «Camry»?

6. «Hyundai Accent»

Когда я вижу «Accent» – то думаю только о том, что этот автомобиль взят в кредит, и в большей степени, я прав.

Цена. Есть «Accent» дешевые, 90-е года можно найти за 400-500 тысяч тенге, но это редкие и не популярные модели в Казахстане. А вот самые популярные «Accent» (от 2011 года), которых сейчас полно по всему Казахстану, стоят уже порядка 2,5 млн тенге. Что крайне дорого, но почему-то именно «акценты» стали такими популярными и разлетаются в кредит очень быстро. Судя по ценам, можно сразу сказать, что «Accent», несмотря на его популярность и распространенность, точно не «народный» автомобиль

Портрет владельца. Владелец автомобиля  работает в офисе с 9 до 18:00. Взял авто в кредит. Обычно его путь –  «работа-дом». Таксует, но только если ему по пути и иногда на выходных. Моет машину на мойке как минимум раз в неделю. Работает ради своей машины, потому что получает 150 тыс. тенге, из них 90 тыс. отдает для погашения кредита на машину. Обычно –  это мужчина от 25 до 35 лет. 35-летние выплачивают последние свои долги по кредиту и думают, что больше не наступят на эти грабли.

«Accent» очень популярен в последние годы, и его продажи очень высокие в Казахстане. Стоит выехать из дома, и обязательно увидишь «Accent». Но эту машину я все-таки не отношу к «народным» автомобилям. Это машина - кредит. Основная масса в Казахстане не получает зарплату даже и  150 000 тенге и не сможет позволить себе такие кредиты.

А вот и мой выбор «народной» машины

Вот, мы и закончили наш обзор. В ходе рассуждения у нас получилось выявить 3 «народных» автомобиля  - «Lada Priora», «Daewoo Nexia» и «Toyota Camry».

Мой «доморощенный анализ», конечно, не идеален, у вас может быть свое мнение по этому поводу. В моих расчетах возможны погрешности в цифрах и фактах. И как там обычно пишут, все персонажи вымышлены, совпадения случайны. Ну, и в заключение, я хочу узнать ваше мнение: а какой автомобиль вы считаете «народным»?

 

Оцените пост

86

Комментарии

1
Что неужели не осталось еще водителей классики - шестерок, семерок, четверок? Неужто их меньше чем акцентов?
1
Эх, а когда то я хотела и чуть было не купила матиз))) да, мне тогда было 24 и стоили они в салоне 800 тыс. тг. Хорошая статья/пост!
1
Интересный подход к описанию машин, особенно с портретами владельцев)
-6
Вспоминаю строчки из какого-то экспромта: "Купить камри и умереть". Это про нас)
2
V Uzbekistane mnogo Matisov i Nexii. Belyh 😁
Показать комментарии