Концерт Дживана Гаспаряна и Magic of Nomad в Алматы

Оксана Тарнецкая 2017 M04 14
816
0
11
0

На этом концерте меня охватывало странное ощущение, что аплодисменты несколько рассеивают ту магию, которую впитывает пространство вокруг от исполняемой на сцене музыки.

30 марта в Алматы я побывала на концерте группы Дживана Гаспаряна и этно-фьюжн группы Magic of Nomad, прошедшем в рамках Silk Music Fest.


Группа Magic of Nomad играет этно-джаз, что меня изначально привлекло. Я подумала, что чувствовать и понимать джаз могу начать именно через его соединение с близкой  и понятной мне этномузыкой.

Поэтому, пока звучала музыка Magic of Nomad, открывшая концерт, у меня появилось ощущение, что недалек тот день и час, когда я гордо скажу, что «ничего человеческое мне не чуждо», в том числе и джаз.

Выступление Magic of Nomad было очень запоминающимся. Тонкое чувство вкуса, присущее этой группе, было заметно во всем: и в  роскошных  дизайнерских одеждах музыкантов, в их немногословности, и, конечно, в неповторимой,  оригинальной и красивой музыке.

Первую часть концерта я сидела на самом последнем ряду, и впервые именно это расположение показалось мне удачным. Мне не было видно лиц музыкантов, но, казалось, я  видела музыку, которую они играли. Впечатление усиливалось изысканным фоновым видеорядом, похожим на падающий снег.

Для меня это выступление Magic of Nomad не было разделено на фрагменты. Это был один рассказ, одна история.

И, конечно, надо отдать должное качеству звука. Впервые мне совершенно не мешали микрофоны. Звук был выстроен превосходно, ровно такой громкости, полноты и объема, как и должно было быть (по моему скромному мнению). Мастерская работа компании Alt-Sound и звукорежиссера Игоря Минича.

Во втором отделении я уже сидела совсем близко к сцене. Хотелось видеть лицо Дживана Гаспаряна, его мимику. Хотя, когда звучали композиции, я чаще всего слушала их с закрытыми глазами.

Самым необычным для меня во время этого концерта было отчетливое  желание, чтобы люди не хлопали после каждой песни. Признаться, никогда особо не понимала, почему так важно не аплодировать между частями одного произведения. Обычно просто выполняла эту настойчивую просьбу  и видела, как морщатся музыканты, слыша неизменно прорывающиеся почти на каждом выступлении хлопки.

Но именно на этом концерте  - и в первой части, когда играли Magic of Nomad, и во время игры Дживана Гаспаряна со своей группой, - меня охватывало странное ощущение, что аплодисменты несколько рассеивают ту магию, которую впитывает пространство вокруг от исполняемой на сцене музыки.

Хотя мы слушали не одно длинное произведение, а самые разные композиции. Играли и только два дудука,  и четыре, потом к ним присоединялись барабаны, внося зажигательный драйв, пианино и гитара.

И тем более мне хотелось слушать  именно с закрытыми глазами подряд все композиции, с небольшими паузами между ними или даже без пауз. Слушать, как одна мелодия переходит в другую, как к группе присоединился тот или иной музыкальный инструмент, или, наоборот, какой-то из них вдруг перестает играть.

Но аплодисменты звучали. Они врывались искренним порывом, волной благодарности и восхищения. Порой зрители вставали и хлопали стоя.

Но я уверена, что музыканты, играющие на сцене, и так понимали, какое впечатление они производят на зал, чувствовали каждого зрителя, наполненность самой тишины, и, может, они бы тоже предпочли, чтобы мы тихо и заворожено просидели весь концерт, дав себе волю лишь в конце.

В зале было много армян, и я завидовала им, понимая, что они берут от этой музыки намного больше. Ведь на глаза всегда непроизвольно наворачиваются  слезы при звуках  музыки  родины наших  предков, на земле которых мы, может, никогда  и не были.

Необыкновенно интересно было слышать, как играют в тандеме два Дживана Гаспаряна – Дживан Гаспярян-старший и его внук. Они играли, дополняя друг друга, и в звуках дудука отражалась по очереди то мудрость и доброта старшего, то сила и порывистость младшего.

Две композиции Дживан Гаспарян-старший спел. Его песни были так же пронзительны, наполнены любовью и светлой грустью, как и его игра на дудуке. Перед первой песней он сказал:

- Я хочу посвятить эту композицию маме, ведь в зале нет человека, который бы не любил свою маму.

В конце, как и было заявлено в анонсе, обе группы сыграли вместе. Всегда интересно смотреть, как профессионалы находят общий язык. Включение музыкантов разных направлений в общее действо завораживало. Как я поняла, музыканты Дживана Гаспаряна импровизировали под одну из композиций Magic of Nomad. А, возможно, музыка рождалась прямо на сцене, выходя из рамок изначально задуманной мелодии. Ведь, в конце концов,  это был джаз – полет фантазии и свобода самовыражения.

Спасибо за этот чудесный концерт организаторам - Silk Music Fest и лично Ирен Аравиной, а также всем партнерам проекта: Посольству Армении в республике Казахстан, коньяку Арарат, Forbes Казахстан, ресторану Amure и Ассоциации Армян Казахстана «Масис».


Новости Silk Music Fest и планируемые концерты публикуются на этой странице в фб.

*             *             *

Мне удалось поговорить с Дживаном Гаспаряном-младшим. Это было волнующе-радостно, ведь я только на концерте открыла для себя этого удивительного музыканта.

Как выяснилось, Дживан Гаспарян-младший начал играть на дудуке в 15 лет, когда его семья переехала в Америку из Армении. И, что примечательно, до этого времени он совсем не чувствовал импульса, чтобы начать играть. Хотя уже в свои три года на семейной фотографии он, по словам деда,  «держал дудук, как профессиональный музыкант, сто лет играющий на этом инструменте».

Потом было дистанционное обучение.

- Дед учил меня с первого дня. Тогда я жил в Америке, а он - в Армении. Когда он приезжал на гастроли, то давал мне уроки, и я репетировал до следующего его приезда. Он давал мне уроки даже по телефону. Тогда еще не было скайпа и всех современных средств связи, мы с ним обменивались кассетами. Он записывал на них для меня задания и пересылал,  а я передавал ему на кассетах свои записи.


- А потом вы снова вернулись в Армению?

- Да, вернулся, потому что родина дудука – здесь, и мне еще многому надо научиться.

- Дудук – такой необычный для нас инструмент, что непонятно, вы играете только импровизации или у вас, наоборот, четко фиксированные мелодии?

- Есть и импровизации, а есть темы, которые мы берем, и потом импровизируем вокруг них. А еще я всегда говорю - зачем менять народную музыку? Сочиняй свою! Можно играть тему и делать на нее импровизацию, но быть в тональности. Нельзя брать музыку и менять местами части, менять ритмы.

- Ну, а, скажем, мелодия к фильму «Гладиатор» фиксирована до ноты, или каждый раз вы играете ее по-новому?

- Да, каждый раз – по-новому.

- В первой мелодии, которую вы играли на концерте, был один фрагмент,  похожий на  казахскую народную песню «Кусни корлан».

- Нет, мы играли только народные армянские песни.


- Надо же! Как они, оказывается, похожи. А вы любите играть с другими музыкантами? С классическими, этно, джазовыми?

- Мы любим играть с разными музыкантами, группами и с оркестрами. У нас много было концертов и с симфоническими, и с камерными оркестрами.

- А репетируете заранее?

- Если это – оркестр, то,  конечно, хотя бы день нужен на репетицию.

- А как вам было играть с группой Magic of Nomad?

- Отличная группа, можно так было целый концерт вместе играть, импровизировать…


- Приедете ли вы еще в Алматы?

- Мы тут уже второй раз, и нам здесь нравится. С удовольствием приедем еще.

*           *           *

После концерта я нашла одно очень хорошее интервью с Дживаном-Гаспаряном-младшим - http://www.siapress.ru/interview/27646.

 

Фотографии: Лариса Сидорова.

 

Оцените пост

11
Дальше