Остался один шаг до революции электронных платежей в Казахстане

Рустам Ниязов 2017 M04 5
5091
41
90
0

Для человека, интересующегося отечественным рынком финансов, становится очевидным, что время наличных денег в Казахстане уходит безвозвратно. Лично для меня поводом для столь громкого заголовка...

Для человека, интересующегося отечественным рынком финансов, становится очевидным, что время наличных денег в Казахстане уходит безвозвратно. Лично для меня поводом для столь громкого заголовка стали не субъективные ощущения, а несколько важных частных явлений, подкрепляющих общую картину. Итак, почему мы стоим на пороге тотального перехода на электронные платежи? Давайте пройдемся по фактам.

Люди выбирают смартфон, а не кошелек

Важной, да что там важной - главной предпосылкой к переходу розницы на безналичные расчеты стал прогресс мобильного интернета и соцсетей. Я на 90% уверен, что эту статью вы читаете не с дисплея компьютера, а через смартфон. Это небольшое устройство с ярким экраном, заменившее нам телевизор и почтовый ящик, просто напрашивается на то, чтобы посягнуть на самое сокровенное, что мы держим глубоко в карманах - наш кошелек. Именно так смартфон перерос свое изначальное предназначение, став инструментом для управления личными финансами.

Еще в 90-е, на заре смартфоностроения в телефоны стали устанавливать системы бесконтактной передачи данных: инфракрасный порт, Bluetooth, Wi-Fi. По-настоящему удобная система бесконтактного обмена данными под названием NFC появилась в 2004 году. Загляните в настройки вашего смартфона - наверняка вам попадется кнопка с надписью "Включить NFC".

И это новшество, пожалуй, стало одним из тех маленьких камней, вызвавших позднее целую лавину интересных решений в нарождающейся отрасли. Словно подводя итоги десятилетнего развития технологий, практически весь мир финансовой розницы вошел в 2017 год с мыслью если не полного перехода на платежи через носимые устройства, то стопроцентной поддержки этого канала банковского обслуживания.

Роль банков в электронных платежах

И вот когда созрела и укрепилась техническая предпосылка будущей революции, в дело вступили банки, которые несут самую важную часть миссии. Именно они, обладая необходимыми правами и лицензиями, уполномочены осуществлять платежи и всё, что с ними связано. Важно добавить, что роль банков первостепенна и в операциях с электронными деньгами, ведь эмиссия и обслуживание электронных денег – опять же прерогатива банков. Вспомните об этом, когда в очередной раз подойдете к терминалу QIWI или воспользуетесь платежной системой W1 Kazakhstan.

Согласитесь, трудно переоценить те плюсы, которые несет для потребителя такая «невидимая» роль банков: нам больше не нужно посещать филиал для проведения платежа, достаточно воспользоваться сервисами из интернета.

Чтобы пояснить свою мысль, я буду рассматривать известный мне AsiaCredit Bank, который имеет, пожалуй, самый масштабный опыт участия в цифровых проектах общенародного значения, хотя каждый из моих читателей может рассмотреть любой крупный казахстанский банк и вряд ли ошибется. Системообразующая роль AsiaCredit Bank хорошо видна в глобальном партнерстве с такими компаниями как QIWI, W1 Kazakhstan, SmartPay, Онай!. Даже платежи в бюджет (штрафы, налоги), которые принимаются в ЦОНах Алматы и Алматинской области, были бы невозможны без партнерства с AsiaCredit Bank.

Изучая пресс-релизы этого бренда, я пришел к выводу, что цифровые деньги становятся приоритетом в развитии казахстанского финансового сектора. Причем, стратегия отечественных банков гармонично охватывает обе стороны розничных платежей: сторону покупателя (бесконтактная оплата с помощью карточек и смартфонов) и сторону продавца (установка мобильных терминалов для приема платежей). Сначала рассмотрим перспективы продавцов.

Внедрение мобильных терминалов

Многие из нас неоднократно сталкивались с проблемой, когда привычную нам карточку Visa отказывались принимать в маленьких "комках" и рынках типа Зеленого базара. Проблема в том, что коммерсант обязан был приобрести особое электронное устройство, которое требовало обслуживания и стоило немалых денег.

Все изменилось с появлением в 2016 году Smart POS-терминалов от компании Smart Pay, которые позволяют расплачиваться банковскими картами. Предприниматели и продавцы по достоинству оценили преимущество нового терминала, который является по сути онлайн-сервисом, а не отдельным устройством, требующим ухода и электричества.

Будучи финансовым партнером в этом проекте, AsiaCredit Bank не только делает возможным сам процесс приема безналичных платежей, но и демонстрирует, насколько эффективно можно внедрять такие революционные системы. Например, банк отменил комиссию для индивидуальных предпринимателей за открытие текущего счета при подключении к услуге Smart Pay. Чем легче расплатиться покупателю, тем больше он покупает у продавцов.

Теперь рассмотрим сторону покупателей, то бишь потребителей.

Массовое приобщение населения к культуре электронных денег

Вот перед нами и раскрылась картина перелома в сознании наших граждан, еще со школьных лет привыкших к мятым купюрам. И подтверждением тому служат многочисленные платежные терминалы Qiwi и привычная всем карточка «Оңай!».

Важно, что являясь основным партнером этого поистине народного проекта, банк АО «AsiaCredit Bank» участвует в масштабном приобщении населения к культуре безналичных платежей.

Ведь кроме платежей за транспорт, с помощью Оңай можно расплатиться за посещение высокогорного катка Медео и горного курорта Шымбулак, а в будущем к «Оңай!» подключатся парковки, автотрассы, метро.

Завершающим многоточием (но пока еще не точкой) в моей статье станет еще один пример - платежные терминалы Qiwi. Тот же банк AsiaCredit Bank является партнером системы и выполняет главную задачу - проведение платежей. Именно с его участием клиенты могут расплачиваться по кредитам не только этого банка, но и еще десятка основных банков Казахстана.

Как, впрочем, и пополнять те же карточки «Оңай!», плюс еще сотня других операций, которые лет десять назад казались просто немыслимыми. Ровно тоже самое вы можете наблюдать в истории развития любого крупного банка Казахстана – они все являются активными участниками «дигитализации» денег.

И прогресс на этом не остановится. Не удивлюсь, если даже года не пройдет, как вы с помощью привычного смартфона будете расплачиваться за покупки в алматинских магазинах или в кассах стадиона. Ведь революция электронных денег уже началась, просто оглянитесь вокруг!

Оцените пост

78

Комментарии

4
ух ты! многие знают и пользуются терминалами Киви, но мало кто знает, что электронные деньги для этого обеспечивает АзияКредит Банк

я и сама не знала до этой статьи)
-7
Да, это и есть системообразующая роль.
1
теперь буду знать, что Asiacredit работает с киви, а то на сайте киви не разберешься кто с кем партнерах..
2
ух ты! круто!
1
прочел про W1-был опыт пользования, но надо искать и другие платжные системы
Показать комментарии