Фильм «Коллектор»: Пьеса для одного актера

Clair-de-la-Lune 2017 M04 3
627
4
10
0

Одинокий герой в замкнутом пространстве, телефонная трубка с немногочисленными собеседниками, и прошлое, за которое приходится рассчитываться. Ждет ли нас откровение?

Артур – коллектор экстра-класса, работающий с должниками-миллионщиками и уловками, обманом, психологическими манипуляциями способный заставить платить по счетам даже самого злостного неплательщика. Пятница, вечер, у Артура уже заканчивается рабочий день - он даже собрался с названивающей ему Ксенией на выставку. Правда, он еще не знает, что рассчитаться за прошлые грехи вот-вот придется уже ему самому: в интернете стремительно набирает популярность ролик с компроматом на него.

Внимание, рецензия содержит спойлеры!


Фильм, который за его моно-формат даже ленивые успели сравнить с "Локом" (из недавних картин для примера еще можно привести "Погребенного заживо" с Райаном Рейнольдсом). Конечно, камерная разговорная драма для отечественного кинематографа - вещь редкая, и потому чрезвычайно любопытная.
В основе "Коллектора" тот же прием - одинокий герой в замкнутом пространстве, телефонная трубка с немногочисленными собеседниками, и прошлое, за которое приходится рассчитываться. Что выгодно отличает "Коллектора" от своих западных собратьев (по крайней мере, с виду), так это профессия героя, вынесенная в название - потенциально выигрышный козырь. Ждет ли нас откровение? Эм-м-м-м....
Начинается фильм весьма бодро. Лучащийся самодовольством герой, как это ни странно, никакой антипатии не вызывает. Скорее, даже наоборот - нечасто встретишь человека, получающего удовольствие от своей, пусть даже иногда сомнительной, работы.
Однако постепенно приятный пятничный вечер начинает портиться, а затем и вся устроенная и комфортная жизнь героя рушится на глазах.
Главный минус фильма - откровенно слабый сценарий. Нет, со многими вещами справляются даже не без изящества, иные ситуации и даже персонажи хороши, если брать их по отдельности. Проблема в том, что вместе они не слишком складываются.
Неубедительно выглядит повод для удержания героя в одной комнате: если бы после каждой подобной выходки под окнами провинившегося (а что бы там не было снято, бывают вещи хуже) за вечер собиралась толпа, жаждущая крови, жить бы нам в совсем ином мире. Потому и все прочее явно притянуто за уши: вся история с видео и его бешеной "раскруткой", не имеющая никакого смысла, и вообще все "внезапные" повороты сюжета, вроде прослушек и паролей, которые почему-то выдает конкурирующая фирма, а пара финальных "твистов" вообще направляет фильм в сторону дешевой мелодрамы. Главный герой истории, по сути, участия в ней не принимает - его загоняют в ситуацию, а затем сами же из нее и вытаскивают без особенного ущерба.
С другой стороны, узнав, кто и почему сфабриковал видео, Артур не пытается ни сбежать, ни оправдаться. Почему? Возможно, Дюрренматт был прав, сказав, что
любого человека без объяснений можно посадить в тюрьму на десяток лет, и в глубине души он будет знать, за что. А может быть, потому, что глядя на все происходящее, на окружающих его людей, впервые за долгое время рискует задуматься о том, какой же он человек - хороший или плохой? Можно ли оставаться хорошим человеком, иной раз совершая "плохие" поступки, если есть для них некое оправдание? Впрочем, интересно поразмыслить на эту тему нам все равно не дадут, потому что см. выше.
В итоге история, начинавшаяся в духе условного детектива, сворачивает в не слишком неубедительную драму о переосмыслении жизни, причем делает это чрезвычайно жульническими методами. Тут вам и спасение умирающей собаки, и душераздирающие признания прямиком из мелодрамы, и коллеги/начальство/конкуренты с полным отсутствием морали... А финальные твисты и концовка вообще напрочь лишают смысла все, что было до этого, и сделаны явно для "драматизма".
И отдельно от музыке: джазовые импровизации - это похвально, если использовано с умом. В "Коллекторе" же музыка зачастую использована явно неуместно, словно неумело позаимствовав прием из "Бердмена", со всеми ударными и духовыми, иной раз перекрывая речь героя или нагнетая атмосферу на манер дневных телесериалов.
Главный плюс фильма, во многом вытягивающий и сглаживающий все минусы - конечно же, "наше все" Константин Хабенский. Актеру, каждый месяц в одиночку отыгрывающему трехчасовой "Контрабас" на сцене МХТ при полном аншлаге, такая роль - раз плюнуть. Невозможно представить кого-то иного, кто может так точно и тонко сыграть сцену, просто молча держа в руках трубку телефона. Его героя не получается презирать, равно как не получается ему симпатизировать. Все переживания Артура, все его размышления Хабенский лучше всего передает молчанием. На самом деле, многие лучшие моменты фильма - без диалогов, когда остается только герой и камера вокруг него. К слову, что еще хорошо в "Коллекторе", так это операторская работа.
Все вышеперечисленные недостатки можно бы было считать придирками, будь у фильма хоть сколько-нибудь интересная или логичная фабула, которой здесь нет. И, увы, даже профессия героя, вынесенная в название, на деле не играет никакой роли. Больше того, выходит, что в подобной ситуации мог оказаться практически любой человек. На самом деле, после просмотра возникает ощущение, словно в какой-то момент создатели фильма, смалодушничав, намеренно решили обойти стороной щекотливый вопрос морально-этических аспектов коллекторской деятельности. И если в том же "Локе" герой Тома Харди, потеряв - действительно потеряв - все, что у него было из-за собственной ошибки, отчаянно пытается поступить так, как должен, Артур в "Коллекторе" изначально невиновен (хоть и небезгрешен), тем самым сразу же "обеляя" себя в глазах зрителя, намеренно вызывая сочувствие. А ведь насколько лучше мог бы стать фильм, если бы нам дали серьезный повод усомниться хоть в чем-то: в "липовости" видео или в том, кто на самом деле сбил собаку. Даже просто намекнув и не дав прямого ответа, можно было дать больше пространства актеру и поднять полемику среди зрителей. Но, увы.
Подводя итог - неплохо, но жаль, ведь могло получиться существенно лучше, будь авторы хоть немного посмелее.

Оцените пост

9

Комментарии

0
Фильм понравился.
То что там мог сбежать или что-то должен более адекватное предпринять...это верно, но суть то фильма не в этом. это не документалка, не экшэн, это борьба за понимание с разных точек зрения на одну проблему.
Коллектор сам лжет, оказывается во лжи, живет с другими лживыми людьми, но все при этом считают себя праведниками. И ведь каждый в чем-то может быть прав. Фильм об этом.
0
Да в том-то и дело, фильм этого ничего не сказал: просто все вокруг лгут, и все плохие, и никакого вывода из этого не делается вообще.
0
Я сделал выводы. мне хватило всего.
0
Лично я там не вижу никакой борьбы разных точек зрения. Как попытка сделать что-то отличное от нашего обычного кино - да, неплохо.
Показать комментарии