Yvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
8
05:54, 28 марта 2017

«Сплит» — кино не для слабонервных

Blog post image

Сплит – это камерный психологический триллер, где кажется впервые слово "психологический" не просто жанровое определение, а практически главная тема фильма. Лента продолжает традиции лучших картин Шьямалана, и даже сплетает вокруг одной из них своеобразную мультивселенную покруче Марвел и ДС. Даже страшно предположить кого еще мы встретим в следующем фильме режиссера, может быть постаревшего Хайли Джоэл Осмента? Но обо всем по порядку.

Blog post image

О чем кино? В центре сюжета психика и особенности человеческого мозга. Весь фильм с экрана доносятся фразы психология жертвы, защитные механизмы, расщепление личности и кажется впервые слова не отстают от основного сюжета, а точно пересказывают происходящее. Шьямалан с точностью психолога-практиканта доходчиво и внятно разжёвывает эти понятия, не чураясь огрубить их до условности ради пущего эффекта. Порой режиссера даже можно упрекнуть ни то в эксплуатации, ни то в формализме, но в одном упрекнуть нельзя -  его методы работают.

Blog post image

В какой-то момент начинает казаться, что режиссер играет не с героями своего фильма, а с самим зрителем, заставляя невольно задать вопрос - кто я? Где граница моей личности? Да и что это значит быть собой?

Личность или имитация личности это реакция, защитный механизм на враждебный окружающий мир. Но что происходит, когда защищая себя, сам становишься угрозой?

В конечном счете главный герой фильма, он же его главный злодей, и жертва.

 

Далее спойлер!

Blog post image

И только в одном идиотия Шьямалана терпит фиаско - финал. Можно поверить, что альтер-эго Зверь возьмет сознание под контроль. Можно предположить, что это неуправляемый каннибал, настоящий хищник, которому чужды условности и принципы жизни в обществе. Но поверить, что зверь обладает чувством сострадания к другому (тоже, к слову, жертве насилия) и узнает в нем себя - парадоксально.

Blog post image

Интересно, что ещё более безумным от того выглядит последующая сцена, где героине предстоит вернуться в ненавистный дом, к дяде, который подвергая её домашнему насилию, фактически спас её от более страшного монстра. И слава богу, что режиссер не развил эту идею до явления божьего промысла (как это было в "Знаках") оставляя пусть и не без вопросов классическую схему драмы: побег из родного дома, обретение нового знания и возвращение.

8
1274
1